Экарте — старинная карточная игра франции для любителей подумать

Экарте — старинная карточная игра Франции для любителей подумать

Карточная игра «Экарте»

Приветствую друзья и гости моего сайта. В этой небольшой статье расскажу ка я вам об одной старинной французской игре. Называется она «Экарте». Только не путайте с клубным Экарте, которая является азартной игрой. Экарте появилась во Франции в XVII веке.

    Итак приступим сразу к описанию игры. Играют в эту игру вдвоём преферансной колодой из 32 карт. Старшинство карт спецефическое: король, дама, валет, туз, десятка, девятка, восьмёрка, семёрка. В игре существует переменная козырная масть, которая определяется по ходу игры.

Первого сдающего карты определяет жеребьёвка. Далее раздаются карты по очереди каждым игроком. Всего раздаётся по пять карт.

Обратите внимание

По традиции раздают сначала по три карты каждому за раз, а потом ещё по две карты за раз. Когда карты розданы открывается следующая (одиннадцатая) карта. Она и будет козырем.

Точнее не она, а та масть которую определяет эта карта. Если эта карта оказывается королём, то сдающий выигрывает один пункт.

Цель игры

Цель игры-набрать больше взяток, чем соперник. Тобишь необходимо взять как минимум три взятки. Первый ход всегда за сдающим, следующим всегда ходит противник сдающего. А в дальнейшем тот, кто взял взятку. Игроки обязаны отвечать той же мастью, а при её отсутствии бить козырем.

Перед началом игры противник сдающего объявляет «Играю» или «Предлагаю».Сказав «Играю» игрок делает свой первый ход и начинается розыгрыш. Если же он говорит «Предлагаю», то это значит, что он предлагает обменяться картами. На такое предложение сдающий может согласиться сказав «Прошу» или отказаться, сказав волшебную фразу «Играем».

Если сдающий отказался менять карты, то противник делает первый ход. Если согласился, то противник сбрасывает на стол карты по одной. Может сбросить и все пять, если хочет поменять все пять. Сбросив, он берёт новые из колоды. Затем хотя бы одну карту должен обменять сдающий.

После того, как карты поменяны сдающий снова объявляет : «Играю» или «Предлагаю». В случае согласия сдающего обмен может произойти во второй раз, в третий, четвёртый и т.д. До тех пор, пока противник не объявит «Играю» или сдающий не скажет «Играй». Если в процессе последовательных обменов не хватило карт в колоде, сброшенные ранее карты тасуются и используют как новую колоду!

Если после раздачи карт у кого-либо оказывается козырной король, то игрок может объявить об этом перед началом розыгрыша и выиграть пункт. Этого можно и не делать. В таком случае пункт не записывается.

Нюансы игры

Если сдающий предложил игру без обмена карт и выиграл в процессе не менее трёх взяток,  то он выигрывает один пункт! Если же карты менялись хотя бы раз, то игрок взявший три или четыре взятки выигрывает один пункт.

Любой игрок взявший все пять взяток получает два пункта. В одной игре можно выиграть максимум три пункта. Два пункта за пять взяток и одну за козырного короля. Игра заканчивается, когда кто-нибудь не выиграет пять пунктов. То есть не выиграет полную партию.

Ну вот и всё,друзья! Как видите игра простая, но довольно таки интересная. Такая же интересная как покер или баккара. Если скучаете, а игроков всего два, то с Экарте можно скоротать время.

Советую: карточная игра Сека , карточная игра Дурак

Успехов!

С уважением, Сергей «Rommel» Куликов

Источник: http://novomoskovskhotel.ru/staraya-frantsuzskaya-azartnaya-kartochnaya-igra.html

Карточные игры-Экарте азартная карточная игра

Экарте трудно назвать самостоятельной карточной игрой. Скорее её следует рассматривать как разновидность макао. Для тех, кто уже знаком с правилами игры макао разобраться, как следует играть в эту азартную карточную игру – Экарте, будет делом нескольких минут.

Если внимательно взглянуть на правила, по которым играют в Макао, Экарте и Виктория то трудно не заметить схожести в общих условиях и правилах этих азартных играх. Но чтобы не обидеть любителей какой-либо из них не будем вдаваться в историю возникновения этих без сомнения интересных карточных игр.

А перейдем непосредственно к разъяснению правил Экарте.

Как и в любой азартной карточной игре, действующие лица состоят из банкомета и понтеров.

Каждый по очереди получает возможность держать банк. В Экарте в отличие от других азартных карточных игр присутствуют козыри. Это единственное, но весьма примечательное отличие. Отметив участие козырей в экарте, чтобы никто не запутался стоит также сказать, что подсчета очков по окончанию не делается.

Для игры Экарте потребуются две полные колоды карт. И раздача карт происходит следующим образом. На четыре табло сдается по четыре карты. Табло это условное название игрового места за карточным столом.

Важно

Тот факт, что раздача производится только на четыре таких места, вовсе не запрещает участие большего количества игроков. На пример, возможно, участие до восьми человек.

После раздачи 16(в сумме) карт открывают козырь (17-ая карта).

После этого все довольно просто, каждый открывает свой карты, на предмет наличия козырей. И тут же определяют победителя. У кого козырь старший — тот и выиграл. Банкомет определяет старшинство козырей с каждым табло по отдельности.

На первый взгляд может показаться, немного затруднительно разобраться в определении победителя. Но стоит сыграть несколько раз и у вас уже не возникнет вопросов.

Если присутствуют козыри одного достоинства то их не учитывают в расчетах.

Их считают сброшенными. Наличие двух одинаковых карт на руках у банкомета и понтера называется ан-карт, такая ситуация не предполагает оплату ни с одной ни с другой стороны.

На пример у каждого из них есть по тузу. А вот если у одного из них при тузе имеется еще какой-нибудь козырь, то этот козырь выигрывает обязательно. При наличие козыря у одного и другого выигрывает старший по значению.

У первого на руках есть туз и пятерка, а у второго — туз и восьмерка — ясно, что восьмерка старше, она и выигрывает. У первого, например, есть туз, пятерка и двойка, а у второго — туз и восьмерка — ан-карт.

Тузы не в счет, и каждый из игроков берет по одной взятке (взятки предполагаемые, в них принцип игры). Один — на восьмерку, на которую сносится двойка, другой — на пятерку.

Также ан-картом можно считать, если у одного игрока имеются два маленьких козыря, а у другого — один старший, в этом случае берут по взятке и расходятся в ставках.

Совет

При равенстве козырей (даже средних) они исключаются из расчета. Например, у одного игрока на руках имеются король, валет и девятка, у другого — дама, валет и двойка.

Тоже ан-карт, Первый ходит с короля, второй сбрасывает двойку; валеты сбрасываются, и второй берет дамой девятку противника.

Первый ход предполагается от того, у которого имеется старший козырь. Это уравновешивает шансы играющих.

При другом условии приходилось бы проигрывать совершенно несправедливо, сводя козырей в руку.

Возможно, будет легче понять ход игры на вот таком примере: у банкомета на руках, есть король и семерка, у другого игрока — туз и дама, у третьего — валет и тройка, у четвертого — восьмерка и пятерка. У банкомета возник ан-карт со всеми.

Понтер, имеющий туза, обязан первым делать предполагаемый выход. Он получает на туза семерку, а банкомет берет королем даму — по взятке; для следующего партнера уже он делает выход, потому что у него старше козырь— и в результате берут тоже по взятке, как и с последним.

В Экарте играют двояко; с ограниченным банком и с ответственным.

Ограниченным банк считается тогда, когда банкомет ставит известную сумму — 5, 10, 15 и больше рублей. Причем первый и второй партнеры обязаны ставить известную обусловленную сумму, например, не меньше 5 или 3 руб., последний ставит любую сумму. И это только на первую карту, на последующие каждый ставит по своему усмотрению.

Если банк срывает первый, то следующие за ним понтеры не получают, не отдают, хотя бы у них была трефа, а у банкомета какие-либо козыри.

Обратите внимание

Не смешивая карт, банкомет имеет право заложить ограниченный банк во второй раз. Но если будет и он сорван, то банкометом становится следующий по очереди или же неудачливому предоставляется случай держать банк ответственный, т. е. отвечать ставки каждого табло. Можно начинать и прямо «с ответа».

Для ответственного банка не обязательно продолжать талию, можно просить сидящего напротив игрока пере­тасовать карты для новой раздачи. Однако при ответственном банке

по правилам азартной карточной игры Экарте нельзя держать больше двух талий.

Источник: http://pravilakart.com/ekarte.html

Из колоды в купюры: карточные деньги

8 мая 2016 г. , Статьи о покере

Кто бы мог подумать, что когда-то люди оплачивали свои покупки с помощью… карт! На территории Суринама, современной Канады и даже Франции для выхода из экстренных финансовых ситуаций часто использовали так называемые фиатные (карточные) деньги. Исходя из названия, легко догадаться, что их печатали на игральных картах. Что же превращало обычную колоду карт в купюры и какова была судьба фиатных денег? Разберем подробнее в этой статье.

Превращение

Для того чтобы игральная карта стала денежной валютой, на ней необходимо было разместить гербовую печать, серийный номер, подписи соответствующих высокопоставленных лиц и, конечно же, номинал купюры. Ценность приписывали вне зависимости от того, кто или что было изображено на карте. На территории современной Канады помимо всего прочего на фиатных деньгах красовалось тиснение геральдической лилии, что делало их узнаваемыми даже в отдалённых местах.

В некоторых государствах карточные деньги выпускались для выхода из крайне тяжелых экономических ситуаций. Эти купюры чаще всего ничем не подкреплялись, а это неизменно приводило к ускоренному росту инфляции. Как же повлияли фиатные деньги на отдельно взятые страны?

Новая Франция

В XVII веке на территории современной Канады располагалось множество французских колоний. Позже они образовали целое государство, которое назвали Новой Францией. Из-за высокой скорости разрастания колоний и нерегулярного поступления денежных средств из Парижа на американском материке воцарился кризис. Огромные суммы тратились на военное противостояние с местными жителями, и чтобы платить военным, интендант Жак де Мелль вводит в обращение карточные деньги. Это нововведение тут же получает одобрение у короля Франции. Вскоре фиатные деньги начали использовать и в коммерческих целях.

Печать денег на картах казалась тогда просто идеальным выходом из кризиса. К тому же, канадская земля была очень бедна на полезные ископаемые, что делало невозможным выпуск собственных новых монет. Но не прошло и года, как резко участились случаи подделки карточных денег. Это было совсем не трудно и казалось довольно прибыльным делом. Рост числа фальшивомонетчиков привёл к тому, что в 1717 году фиатные деньги вывели из обихода. Однако такая гениальная идея не могла быстро угаснуть и в 1730 году карточные деньги вернулись. Их стали изготавливать на обычной бумаге, но название уже не изменяли. Такой вид денег просуществовал в Новой Франции ещё до 1763 года.

Суринам

За пару лет до прекращения существования карточных денег на канадской земле нидерландские колонии также начали испытывать проблемы с финансированием. Голландцы взяли на вооружение предыдущий опыт французов и решили ввести новые дополнительные деньги в колониях на территории Суринама. Их купюры были самой разнообразной формы – от круглых, напоминающих монеты, до прямоугольных и даже шестиугольных.

Хоть такие деньги и подкреплялись платежными средствами государства, но это не спасло их от повышения уровня инфляции и подделок. Фиатные деньги просуществовали на территории Суринама до 1826 года.

Франция

Важно

Во времена Великой революции во Франции большую популярность стали получать так называемые «доверительные билеты». На самом деле, это были те же самые карточные деньги. Они печатались на качественной разноцветной бумаге с изображением различных революционных символов и призывными патриотическими лозунгами.

За три года было выпущено около 5,5 тысяч видов фиатных денег. Но был один существенный минус. Эти «доверительные билеты» не обладали никакой ценностью. Их можно было обменять лишь на другой вид бумажных денег – ассигнаты, которых попросту не хватало. Дефицит бюджета во Франции привёл к обесцениванию фиатных денег в 1793 году.

Несмотря на полный крах карточных денег во всех государствах, они стали неплохим решением для выхода из кризиса. Возможно, если бы эти купюры не подверглись таким массовым случаям мошенничества, они бы просуществовали ещё много лет. В память о зарождении фиатных денег на канадской земле в 2008 году местными умельцами была отлита небольшая серебряная колода, состоящая из четырех карт номиналом в $15 – десятки, валета, дамы и короля.

Источник: http://azartnews.com/articles/poker/iz-kolody-v-kupyury-kartochnye-dengi

История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов (7 стр.)

КАРТЫ ФОКУСНИКА, ЯКОБЫ ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ ФРАНЦУЗСКИМ СКОМОРОХОМ В XVII В.

МИНИАТЮРА LE ROMAN DU ROI MELIADUS DE LEONNOYS РАБОТЫ ГЕЛИЕ ДЕ БОРРОНА

Вторая половина XIV в.

Совершенно определенно известно, что в 1397 г. карточные игры получили такое массовое распространение, что парижским декретом вводился запрет для рабочего населения на игру в «теннис, шары, кости, карты или кегли по рабочим дням».

Читайте также:  Увлекательный карточный трюк с появлением дам

РИСОВАННЫЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ФРАНЦИИ XV В.

Представляется оправданным предположить, что все первые европейские карты были похожими на те, что рисовались для короля, а из-за высокой стоимости их могла себе позволить только знать.

Спрос на карты со стороны простого народа потребовал организовать их изготовление с помощью трафаретов, и вполне возможно, что эти трафареты до 1423 г. изготавливали на деревянных клише.

Считается, что начало печати положено в 1423 г. в День святого Христофора Буксхаймского.

РИСОВАННЫЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ФРАНЦИИ XV В.

Сохранились другие раскрашенные игральные карты начала XV в., на которых изображены символы масти в виде червей, бубен, треф и пик. Ими сегодня украшают французские карты. Масти старинных карт Таро обозначались символами кубков, мечей, денариев и жезлов.

Если верить древнему преданию, значки французской масти придумал знаменитый рыцарь Этьен Виноль по прозвищу Лагир. Говорят, он изобрел игру в пикет, ставшую игрой рыцарей, в отличие от старой игры, пришедшей с Востока, на основе шахмат и считавшейся игрой в войну.

Известно, что Лагир пользовался помощью своего друга Этьена Шевалье, служившего секретарем у короля. Он ловко рисовал и мог изобрести новые эскизы карт.

Совет

Масть червей обозначает церковь; бубны в виде наконечника стрелы или бриллианта служат символом вассалов, из числа которых набирали в армию лучников и стрелков; трефами, или клевером, обозначали хлебопашцев, а пиками, или наконечниками копья, обозначались сами рыцари.

ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ КОНЦА XV В. РАБОТЫ ФРАНСУА АРНО

Его девиз звучал так: «Reine de Carreaux»

Для игры в пикет требовалось всего лишь 36 карточных листов, поэтому можно было обходиться без старых символических козырей Таро, а также без двойки, тройки, четверки и пятерки всех мастей и без четвертой фигурной карты в виде рыцаря. В начале XVIII в.

отказались еще и от шестерок, поэтому сегодня колода для игры в пикет состоит из 32 листов. Еще одна французская карточная игра называлась «Экарте» (Ecarte), возможно представлявшая собой то же самое, что и игра «Триумф» (La Triomphe), упомянутая в Maisons des Jeux середины XVII в.

, и для игры в нее служила колода для пикета; на основе этой игры французские колонисты в Америке придумали «Юкер».

Приблизительно в 1440 г. мы впервые находим поименованные фигурные карты, тоже отличающиеся от французских игральных карт наших дней. Это древнейшие известные карты, изготовленные с деревянных клише и дошедшие до нас. Образцы хранятся в Британском музее. Их достоинство – рыцари, или валеты, как их называют во Франции.

Они носят имена знаменитых рыцарей: Ланселота, Хозиера, Роланда и Валерия. В анналах Прованса, где их, предположительно, изготовили, рыцарей с начала 1361 г. называли «тахимами» по имени банды грабителей, обитавших в соседних лесах.

Возможно, это название завезли мавры с Востока, ведь по-арабски слова «мрак» и «зло» звучат как «тахим».

Данные карты обнаружили в 1841 г. во время реставрации переплетов книг XV в. Когда в начале века стало ясно, что в дубовых переплетах заводятся книжные черви, уничтожающие страницы (а переплет предназначался для их сохранения), переплетчики начали применять бумагу нужной толщины. Сама бумага была тогда большой редкостью, поэтому на изготовление переплетов отправили многие ценные рукописи.

ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ВЛАДЕЛЬЦА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ ИЗ МОНПЕЛЬЕ АНТУАНА БОННЭРА, 1703 Г.

Обратите внимание

Еще два листа игральных карт XV в. сохранились точно таким же способом. На них можно прочесть имя изготовителя, которым был Франсуа Арно. Это фигурные карты, костюмы персонажей которых по краям украшены цветами ириса.

Точно такие же окантовки появляются снова 200 лет спустя в начале XVIII в. на картах, изготовленных в Монпелье.

Французский специалист по игральным картам месье д’Альман считает, что Франсуа Арно должен был работать в том же месте, а его эскизы на протяжении многих лет передавались в неизменном виде, и это можно назвать обычным явлением для истории игральных карт.

Никаких других примеров его произведений неизвестно. Его эскизы отличаются своеобразием и оставляют самое приятное впечатление, а использованные им красный и розовый цвета настолько мягкие и очаровательные, что по ним все судят об обаянии старинной печати.

В донесении управляющему Лангедоком от 9 ноября 1693 г. написано так: «Попечители богадельни города Монпелье, доходов которого недостаточно для обеспечения заботы о бедных странниках, просят предоставить две льготы: разрешить во всех епархиях изготовление игральных карт и продажу стекла».

ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАБОТЫ ВЛАДЕЛЬЦА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ В МОНПЕЛЬЕ ФУЛКРАНДА БОСКАРЕЛЫ,1745–1750 ГГ.

Характерные черты игральных карт класса Арно можно найти на товарах XVIII в., изготовленных в Монпелье мастерами Антуаном Боннэром, Александром Лионе и Фулкрандом Боскарелой. На них изображены все те же окантовки из цветов ириса, а Бонне пользуется тем же девизом.

Под девизом «Reine de Carreaux» стоит имя Лионе, и под девизом «En Dieu son Esperence» на его валете нарисованы военные регалии Монпелье. Фигурные карты исполнены в стиле Прованса, причем одеяние дам выглядит просто совершенным. Франсуа Арно рисует костюмы XV в.

, но на лицах отсутствует шарм, характерный для его ранних работ.

Важно

На оттиске Руана XV в. красуется его титул Le Revers du Jeu des Suisses и изображены несколько августейших особ с их сторонниками за карточным столом. На этот раз в руках у них игральные карты из Франции.

На следующей миниатюре, посвященной Парижу, – манускрипт Civitas Dei святого Августина в переводе на французский язык Рауля де Преля. На ней представлены две дамы в величественных средневековых головных уборах, занятые игрой в карты с джентльменами.

И снова на картах можно рассмотреть обозначения французской масти.

LE REVERS DU JEU DES SUISSES

1. Король Франции (Le roi de France). 2. Швейцарец (Le Suiese). 3. Герцог Венецианский (Le Du; de Venise). 4. Папа римский (Le Pape). 5. Император (L’Empereur). 6. Король Испании (Le roi d’Espagne). 7. Король Англии (Le roi d’Angleterre). 8.

Герцог Вюртембергский (Le Due de Wurtemberg). 9. Граф Палатинский (Le Comte Palatin). 10. Сеньор Жан-Жак Тривуч (Le Seigneur Jean-Jacques Trivulce). 11. Герцог Миланский (Le Dm de Milan le More). 12. Герцог Лотарингский (Le Dm de Lorraine). 13.

Герцог Савойский (Le Dm de Savoie). 14. Маркиз Монферрат (Le Marquis Montferrat). 15. Дама Маргарита (Dame Marguerite).

Традиция сложилась так, что Генри Пикар опрометчиво собрал пять королей сразу за обедом и тактично разрядил неудобную ситуацию, когда некоторые из его августейших гостей начали терять самообладание за игрой в карты

В 1516 г. мастером по изготовлению игральных карт в Лионе служил Антуан Жанин. Мы располагаем полной карточной колодой из 52 изготовленных им листов. На фигурных картах тонко выполнены изображения небольших фигур, которые можно было бы найти в свите Франциска I.

Валеты с равнодушным видом опираются на свои алебарды, а на двух из них готическими буквами написано имя «Антуан Жанин». Простые рубашки этих игральных карт использовали, быть может, на сто лет позже художники, нарисовавшие на каждой из них разнообразных птиц.

В результате все получилось ярко и красиво.

Совет

ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ВЛАДЕЛЬЦА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ В ЛИОНЕ АНТУАНА ЖАНИНА, 1516 Г.

Изображение украшенной рубашки

Источник: https://dom-knig.com/read_197494-7

Азартные игры XIX века

В России издавна были известны многие азартные игры, из которых игру в карты преследовали и духовенство и правительство. Из воеводских наказов XVII столетия видно, что игравших в карты наказывали кнутом, а сами карты велено было отбирать и сжигать.

В начале царствования императора Александра I правительство преследует азартные игры. Указами Петербургскому военному генерал-губернатору 1801 г. и Московскому, 1806 г. повелевалось иметь неослабное наблюдение, чтобы не было азартных игр, виновных отсылать к суду и об именах их доносить самому императору.

Однако любителей риска и азартной игры никакие запреты не останавливали и они продолжали участвовать в (иногда подпольных) играх. Diletant.media рассказывает во что играли и как с этим боролись.

«Карточная игра в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека, — писал П. А.Вяземский в «Старой записной книжке». — «Он приятный игрок» — такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе. Приметы упадка умственных сил человека от болезни, от лет — не всегда у нас замечаются в разговоре или на различных поприщах человеческой деятельности; но начни игрок забывать козыри, и он скоро возбуждает опасения своих близких и сострадание общества. Карточная игра имеет у нас свой род остроумия и веселости, свой юмор с различными поговорками и прибаутками. Можно бы написать любопытную книгу под заглавием «Физиология колоды карт».

В России карты появились уже в XVI в. наряду с игрой в зернь, то есть в кости, и были известны уже при дворе царя Алексея Михайловича. Петр I попробовал бороться с азартными играми: он указом запретил в армии и во флоте проигрывать более чем один рубль — по тем временам большие деньги. Екатерина II издала указ, запрещающий платить карточные долги по векселям или давать деньги для выплаты таких долгов. Бесполезно! Попробовали «власть употребить»: в дом, где шла азартная игра, вдруг являлись слуги закона и арестовывали всех играющих. Об этом Бантыш-Каменский писал князю Куракину: «У нас сильный идет о картежных академиках перебор. Ежедневно привозят их к Измайлову; действие сие в моих глазах, ибо наместник возле меня живет. Есть и дамы…» А через несколько дней: «Академики картежные, видя крепкий за собой присмотр, многие по деревням скрылись…»

В России карты появились уже в XVI веке

Азартные игры не прекращались ни при Павле, ни при Александре I. Особенно карты распространились среди гвардейских полков. Рассказывали, что использованных игральных карт в кабачке накапливалось столько, что каждый день их собирали лопатами и увозили возами. Остановить игроков не представлялось возможным, современник утверждал: «Писать против игры есть то же, что сочинять против фортуны». Появился даже особый жаргон, на котором объяснялись игроки. Ф. Булгарин вспоминал: «Ни одного немецкого трактира или так называемого «ресторана» не было в Петергофе, а в Стрельне один только трактир был на почтовой станции, где собирался весь народ, любивший, как говорил в шутку наш полковник… «сушить хрусталь и попотеть на листе». Тут был бессменный совет царя Фараона, т. е. тут метали банк с одного утра до другого!»

Петр Андреевич Вяземский вспоминал, какое большое место в жизни занимала игра в карты: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты — одна из непреложных и неизбежных стихий. Везде более или менее встречается страсть к игре, но к игре так называемой азартной. Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми ее пагубными последствиями. Умнейшие люди увлекались ею. Знаменитый французский писатель и оратор Бенжамен Констан был такой же страстный игрок, как и страстный трибун. Пушкин во время пребывания своего в Южной России куда-то ездил за несколько верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехал в город он до бала, сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял и все деньги свои, и бал, и любовь свою».

Фараон

Смысл игры в «фараон» очень прост. Герой повести «Жизнь игрока, описанная им самим», изданной в Москве в 1826—1827 гг., так объясняет партнеру, который не знал, как «ставить карту»: «Это очень просто, — возразил я, — выдерни наудачу какую-нибудь, положи ее на стол, а на нее наклади сколько хочешь денег. Я из другой колоды буду метать две кучки; когда карта, подобная твоей, выйдет на мою сторону, то я беру твои деньги; а когда выпадет на твою, то ты получишь от меня столько же, сколько ставил на свою карту». Сторона банкомета правая, сторона понтера левая. Чтобы избежать плутовства, для каждой игры распечатывали новую колоду. Колода полагалась каждому игроку и банкомету. Опытные игроки вскрывали колоду, заклеенную крест-накрест, с особым шиком: колоду брали в левую руку, крепко сжимали, так что заклейка с треском лопалась, потом жестом фокусника тасовали карты, «переливая» колоду из левой руки в правую. По тому, как игрок брал карты в руки, сразу виден был навык, его принадлежность к клану «своих».
В «фараон» играли за четырехугольным столом, покрытым зеленым сукном

Обратите внимание

Играли за четырехугольным столом, покрытым зеленым сукном, такие столы называли ломберными. Возле каждого игрока лежали мел и щеточка — мелком тут же, на зеленом сукне стола, делались расчеты, записывали ставки, ненужное стиралось щеточкой. Возле каждого игрока стопки золотых монет, на столе зажженные канделябры, за окном ночь… Такова фантастическая картина карточной игры.

Использованную колоду, после прохождения одной тальи, или пульки, кидали под стол — потом лакеи соберут колоды и продадут их в свою пользу мещанам, для игры в дурачки и прочие забавы. Иногда под стол, вместе с использованными картами, падали деньги — их не принято было подбирать, считалось дурным тоном, а еще из суеверия. Рассказывали анекдот, как Афанасий Фет во время карточной игры нагнулся, чтобы поднять небольшого достоинства ассигнацию, которую уронил, а Лев Толстой, его приятель, запалив у свечи сотенную бумажку, посветил ему, чтобы облегчить поиски.

«Мушка»


В Россию эта игра пришла из Франции и была чрезвычайно популярна в XVIII веке. За долгие годы существования мушка была украшена многочисленными вариантами, что придает ей особую прелесть. Количество игроков — от 3 до 7. Если играют трое, берут малую колоду — 32 карты. Если игроков четверо, берут среднюю колоду — 36 карт. При большем количестве игроков используют колоду в 52 карты. Места определяет жребий — из колоды, разбросанной веером по столу, тянут карты. Тот, кто вытянул самую младшую карту, сдает первым. Если вдруг случится вытянуть одинаковые карты, нужно вновь вернуть их в колоду и тащить карты заново. Сдают каждому игроку по пять карт, раздавая их по одной, не все пять за раз. Козырь вскрывает сдающий и помещает его в середине стола. Туз в каждой масти — самая сильная карта, а туз пиковый именуется мушкой. Ему присваиваются значительные преимущества. Каждый игрок ведет свою запись. Игрок проводит перед собой линию и пишет под ней цифру 25, с которой в течение всей игры и списывает. В мушке XVIII века, упомянутой в произведениях Державина и Фонвизина, игра велась «в 30 пуаней» (пуань-фишка в определенную, заранее обусловленную сумму). На зеленом сукне ломберного стола каждый игрок проводил дугу, которую рассекал посередине вертикалью. Левая (от вертикали) сторона дуги помечается буквой В — она назначалась для вписывания взяток. Правая сторона помечается буквой Р и обозначает ремизы. В центре дуги, над вертикалью, пишут цифру 30 (или 25).
«Мушка» пришла из Франции и была чрезвычайно популярна в XVIII веке

Читайте также:  Фокус с цилиндром и цветным бруском

Прикупают игроки поочередно. Выигрывает тот, кто первым списывает назначенную цифру. Выигрывает он обязательно у каждого из игроков. Цифру выигрыша записывают в стороне до окончательных расчетов.

Кроме азартных, были игры коммерческие. Известная писательница Жанлис писала в своем «Критическом и систематическом словаре придворного этикета»: «Будем надеяться, что хозяйки гостиных проявят достаточно достоинства, чтобы не потерпеть у себя азартных игр: более чем достаточно разрешить биллиард и вист, которые за последние десять — двенадцать лет сделались значительно более денежными играми, приближаясь к азартным и прибавив бесчисленное число испортивших их новшеств. Почтенный пикет единственный остался нетронутым в своей первородной чистоте — недаром он теперь в небольшом почете».

Вист, пикет — это коммерческие игры, построенные по сложным правилам.

Вист


Интеллектуальная карточная игра английского происхождения. Она остается популярной и в наше время, а многие ее особенности и правила перекочевали в другие карточные развлечения.

Игра «Вист» не так проста, как может показаться новичку. Она требует и наблюдательности, и быстрой реакции, и тренированной памяти. За одну партию научиться хорошо играть в Вист практически невозможно — здесь требуется терпение, внимание и бесконечное наблюдение. Эти навыки разовьются постепенно, если человек поставит перед собой цель научиться играть в «Вист» на уровне профессионала.
Идеальное количество игроков в висте — четверо

Необходимо учиться запоминать карты. Очень важно помнить карты своего партнера и угадывать их — всего на двоих у партнеров 26 карт. Это помогает сделать выработанная временем система намеков, речь о которой пойдет ниже.

Важно

Идеальное количество игроков в висте — четверо. При недоборе игроков заменяют так называемые «болваны»: на стол кладут открытые карты, которые и будут замещать недостающих игроков. И наоборот, — при большем количестве игроков — пять или шесть — в каждом робере, который состоит из двух партий, один из игроков должен покидать игру.

Игроки в таких играх могли попытаться просчитать свои ходы, выработать стратегию, словом, эти игры предполагали не столько азарт, сколько удовольствие самого состязания. Ставки в этих играх были невысокие, и считалось, что в них проиграться невозможно. Напротив, в азартной игре невозможно ничего рассчитать. Вяземский писал: «Подобная игра, род битвы на жизнь и на смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию. Хороша и благородна ли эта страсть, эта поэзия — это другой вопрос. Один из таких игроков говаривал, что после удовольствия выигрывать нет большего удовольствия, как проигрывать».

Пикет

Это одна из старинных карточных игр: первое упоминание о пикете находим во французских хрониках 1390 года. Однако красивая легенда связывает ее появление с именем французского короля Карла VII, чье правление приходилось на XVII век. Главным событием одного из маскарадов была постановка пьесы Корнеля «Торжество дам». Как было принято в то время, пьесу украшал балет, где была представлена «живая колода». Первыми выступали четыре валета, а уж за ними выступали короли, дамы и вся остальная колода, разделенная на кварты по четыре масти в ряд. В продолжение балета масти затейливо перемешивались, составляя различные комбинации. Заглавную роль в представлении играл Пикет. К кадрили валетов были присоединены группы, символизирующие другие, известные в то время игры: бильярд, кости, кегли и трик-трак.

В России эта игра сделалась особенно популярной в XVIII веке и была одним из любимейших развлечений Екатерины II. В конце XIX века пикет характеризовался как игра «семейная, кабинетная». Пикету, в отличие, скажем, от рамса, противопоказан «салонный говор», он требует уединения и сосредоточенности, что характеризует его как игру «умственную». Естественно, что наиболее оптимальным количеством игроков в пикет следует считать число «два», причем необходима равносильность между партнерами. Пикет — игра равных.

«Стуколка»


Самой популярной из карточных коммерческих игр, пожалуй, является стуколка. Она проста и незамысловата, правила ее легко запоминаются. В стуколку одинаково хорошо может играть и опытный игрок, и игрок начинающий, умение требуется очень небольшое, вся игра построена на удаче. Однако есть такие стукольщики, которые ведут игру настолько умно и расчетливо, что в проигрыше бывают редко, и то не в большом. Это зависит, прежде всего, как, впрочем, и во всех карточных коммерческих играх, от сдержанности и хладнокровия. Когда карта не идет, они не рискуют, идут только на верные взятки. Положим, что подобная игра будет скучной и никаких выгод не принесет, зато при таком условии и проигрыш будет невелик. Но если им везет, то они играют смело и рискованно, хотя опять таки и рискуют с расчетом: они знают время, когда следует пасовать, а когда купить. Рискуют в стуколке, когда игрок идет не с верными взятками, а с сомнительными, в надежде, что ему посчастливится взять хоть одну взятку, но если игрок в надежде на свою удачу пойдет с ничего не значащими картами или купит в первой руке, то это уже называется не риском, а нелепостью.

Самой популярной из карточных коммерческих игр была «стуколка»

Название свое стуколка получила, вероятно, от того, что каждый участник объявляет о своем желании играть не какой-либо условной фразой, а легким стуком руки о стол.

Существует несколько видов стуколки: обязательная, с гольцом, с прикупом, со шлейфом.

«Рамс»

От «мушки» (но значительно упрощенной) берет свое начало рамс, весьма популярный в российской провинции XIX века, где его снисходительно считали «дамской игрой».

Совет

Прекрасная игра для начинающих. «Рамс — любимец путешественников, которые играют в него, встречаясь за табльдотами в пансионах, — так идиллически характеризует рамс справочник конца предыдущего века. — Он не утомляет внимания, шум дружеской беседы не вредит ее ходу. От игрока же не требуется никакого искусства».

«Тресет»


Тресет пришел в Россию с берегов туманного Альбиона. В Англии, на родине, игра носит название Three seven — три семерки. Вполне возможно, что сами британцы привезли ее на берега Темзы с берегов Ганга, где колонисты изобрели это новое развлечение во времена пребывания в Индии принца Уэльского (1876 г.). Во время стоянки русского флота в Сан-Стефано российские офицеры частенько встречались с британскими морскими офицерами. Одним из результатов подобных контактов стала карточная игра, привившаяся в нашем отечестве под названием «семерик».
«Тресет» считался новомодным в 1878 году

Эта игра в России считалась новомодной в 1878 году. Во многих общественных собраниях, в Петербургском и Московском Английских клубах (а также в клубах больших губернских городов) в семерик играли почти наравне с ералашем и преферансом. В общественный же быт игра проникала с затруднениями, благодаря своей своеобразной форме, требующей предельного внимания.

Абсолютно все пособия по карточной игре подчеркивают «сбивчивость» тресета и сложность механизма этой игры.

Источник: https://diletant.media/articles/26284194/

Игры, в которые играли французы

Весь XIX век Франция увлеченно играла в игры — в 1837-м азартные запретили, но оставались еще безобидные детские, настольные и карточные. Arzamas приводит правила шести популярных игр, опубликованные при Реставрации и Июльской монархии

Собрала и перевела Катерина Брылева

Игра в гуся

Поле для игры в гуся. Из альбома «Образцы для игр и мелких изделий из дерева». Франция, 1847 год © Bibliothèque nationale de France

«Это очень старая игра, от которой произошли все подобные игры.

В нее могут играть от четырех до двенадцати или пятнадцати человек.

Для игры нужно поле с гусиным садом, которое мы вскоре опишем, — его можно расстелить на столе, а лучше даже прибить к дощечке того же размера, чтобы оно не скользило по столу и не рвалось.

Игроки тянут жребий, кому ходить первым, затем берут мешочек и кладут в него две игральные кости; их встряхивают и выбрасывают на поле, а затем, взяв специальную фишку, которая должна быть у каждого игрока, отмечают ею клетку, номер которой соответствует числу, выпавшему на костях. Игроки заранее договариваются о ставке.

Поле состоит из шестидесяти трех клеток, расположенных по кругу. На каждой четвертой или пятой клетке находится изображение гуся, которое добавляет игроку столько же шагов, сколько выпало на костях.

Таким образом, если игроку выпадает 4, когда он находится на клетке 10, он идет на клетку 14; но там изображен гусь, поэтому он идет на клетку 18; поскольку на ней тоже есть гусь, он идет на клетку 22.

Как видим, если бы из этого правила не было исключений, получив на костях 9, мы бы сразу с гуся на гуся попадали в гусиный сад (то есть на клетку 63, которая является выигрышной). Но есть два исключения.

Во-первых, если выпавшая на двух костях девятка складывается из 5 и 4, игрок отправляется на клетку 53 — на которой изображены две кости, одна с 5, а другая — с 4. Во-вторых, если выпавшая девятка состоит из 3 и 6, игрок перемещается на клетку 26, на которой также нарисованы две кости, одна с 6, другая с 3.

Если выпадает больше очков, чем нужно, чтобы попасть в гусиный сад, игрок должен идти в обратном направлении. Так, если на клетке 57 вам выпадет 9, вы в конце концов окажетесь на клетке 60: пройдя шесть шагов и достигнув клетки 63, то есть гусиного сада, вы идете обратно, пока не истратите все 9 шагов.

Обратите внимание

На клетке 6 находится мост — придя туда, нужно заплатить жетон и переместиться на клетку 12.

Клетка 19 — это гостиница: здесь также нужно заплатить жетон и оставаться на ней, пока каждый игрок не сделает по два хода.

На клетке 31 располагается колодец: там нужно оставаться, пока вас
не найдут  Видимо, это значит: пока другой игрок не окажется на той же клетке. и не отправят на клетку, с которой вы начинали свой последний ход. Кроме того, вы должны заплатить жетон.

На клетке 42 находится лабиринт; здесь вы платите жетон и возвращаетесь на клетку 30.

Клетка 52 — это тюрьма: вы платите обычный штраф и остаетесь там, пока вас не освободят  Видимо, пока другой игрок не окажется на той же клетке., а затем возвращаетесь на первую клетку.

Клетка 58 — смерть: вы возвращаетесь на первую клетку.

Наконец, тот, кто доходит до клетки „гусиный сад“, выигрывает партию и забирает выигрыш».

Игра в слова

Коробочка с костями для игры в слова (в середине слева) и дощечки для игры в отшельника (наверху). Из альбома «Образцы для игр и мелких изделий из дерева».

 Франция, 1847 год © Bibliothèque nationale de France

«В четырехугольной раздвижной коробочке примерно в полтора пальца высотой находится довольно замысловатая игра: она состоит из ста сорока плоских игральных костей, похожих на домино.

На ста из них напечатаны буквы алфавита: с одной стороны находится заглавная буква, с другой — строчная.

Эти буквы всегда соответствуют друг другу: если на одной стороне кости мы видим А, то на другой — а; на остальных сорока костях с одной стороны находятся цифры, с другой — пунктуационные знаки, начиная с запятой и заканчивая кавычками.

Чтобы начать игру, один или два игрока берут в руки несколько букв и складывают из них задуманное ими слово, а затем перемешивают эти буквы и отдают их одному или двум другим игрокам. Те должны постараться собрать из букв загаданное слово. Так как многие слова подходят для анаграмм, получившееся слово зачастую забавным образом отличается от задуманного. Игрок, который не смог отгадать слово или делал это слишком медленно, отдает один жетон».

Игра в отшельника

Правила игры в отшельника из книги Шарля Ива Кузена д’Аваллона «Универсальная академия игр, описывающая 1) их основные и дополнительные правила, 2) их происхождение и принципы, на которых они основаны…».

Франция, 1833 год © Bibliothèque nationale de France

«Это комбинационная игра, названная так, потому что в нее можно играть в одиночку.

Говорят, что она происходит из Америки: один француз придумал и разработал правила этой игры, наблюдая за тем, как вернувшиеся с охоты американцы втыкали стрелы в специально подготовленные и упорядоченные по типу отверстия.

На деревянной дощечке расположены 37 отверстий, вместе образующие восьмиугольник. На них стоят 37 фишек из слоновой кости: 3 в первом ряду, 5 во втором, 7 в третьем, снова по 7 в четвертом и пятом, 5 в шестом ряду и 3 в седьмом.

Прежде чем начать игру, нужно убрать одну любую фишку, так чтобы осталась пустая клетка.

Важно


Порядок игры таков: фишка может съесть другую, если она может перешагнуть через нее на свободную клетку; как и в шашках, в „Отшельнике“ фишки едят друг друга, пока на поле не останется одна последняя фишка.

Трудность игры состоит в том, чтобы правильно выбрать те фишки, которые нужно убрать, чтобы закончить игру с одной фишкой».

Игра в компас

Новейшая карта Европы и поле для игры в компас. Франция, 1814 год  © Bibliothèque nationale de France

«В эту игру, которую автор сделал поучительной и развлекательной, играют с помощью стрелки, у которой одна сторона называется „Орел“, а другая — „Пчела“.

Игрок выбирает сторону стрелки, направление ветра и номер, на который, как он надеется, укажет стрелка, и кладет туда жетоны. Если стрелка указывает в выбранном им направлении, банкомет платит игроку его ставку, увеличенную в восемь раз, а если ветер неблагоприятный, игрок теряет все, что поставил. Ставить можно только 1, 2, 3 или 4 жетона.

Один жетон приносит восемь жетонов, два — шестнадцать, три — двадцать четыре, а четыре — тридцать два. Можно поставить на одно из тридцати двух направлений ветра, разделенных на 4 группы: с севера на восток, с востока на юг, с юга на запад и с запада на север. Если игрок ставит четыре жетона на некое направление ветра и оно выпадает, его ставка удваивается.

 Также можно ставить на цвета, обрамляющие карту: один жетон приносит четыре, если стрелка указывает на выбранный цвет. Особенности познаются в ходе игры, и хороший игрок никогда не остается недовольным».

Детская лотерея

Детская лотерея. Франция, 1846 год © Bibliothèque nationale de France

«В этой игре могут принимать участие несколько детей. Играют в нее следующим образом: картинки разрезаются и кладутся в коробку; затем каждый платит, сколько было условлено, и из этого складывается касса.

После этого игроки по очереди тянут картинки. Если картинка выигрышная, то игрок получает из кассы столько, сколько написано на картинке; если, напротив, картинка проигрышная, игрок обязан отдать указанную сумму в кассу.

Партия заканчивается, когда один из игроков вытаскивает галльского петуха и выигрывает все, что было в кассе».

1 / 11

«Республиканские карты» (или «Игра в освободителей») были изданы в 1848 году. Вместо четырех дам на них изображены Республика, Свобода, Равенство и Братство

© Bibliothèque nationale de France

2 / 11

Место королей и валетов в «Республиканских картах» занимают Джордж Вашингтон (он держит табличку «Независимость Америки»), герои французской революции Агриколь Виала и Жозеф Бара, Симон Боливар, Наполеон и Вильгельм Телль. Еще две карты называются «Француз» и «Арколе» (во втором случае имеется в виду битва при Арколе в 1796 году)

© Bibliothèque nationale de France

3 / 11

Комическая колода эпохи Реставрации. На трефовом тузе изображена «Черная мама»

© Bibliothèque nationale de France

4 / 11

Четверка червей — «Милые дети»

© Bibliothèque nationale de France

5 / 11

Двойка червей — радикальный и независимый депутаты

© Bibliothèque nationale de France

6 / 11

Колода эпохи Реставрации с литературными и театральными персонажами. На бубновой восьмерке — маркиз де Карабас

© Bibliothèque nationale de France

7 / 11

Бубновый валет — Санчо Панса

© Bibliothèque nationale de France

8 / 11

Бубновая дама — мадам Анго, героиня многочисленных пьес и водевилей конца XVIII — начала XIX века, первый из которых называется «Мадам Анго, или Рыбная торговка в случае»

© Bibliothèque nationale de France

Читайте также:  Гадание на картах на мужчину - простейший способ узнать о мужчине

9 / 11

Колода-азбука, изданная в 1840 году. На трефовом валете написана буква «C» и изображена собака — chien

© Bibliothèque nationale de France

10 / 11

Колода с названиями нот и их расположением на нотном стане. 1840 год. На десятке червей помещена нота «соль»

© Bibliothèque nationale de France

11 / 11

Колода с названиями цветов. 1820 год

© Bibliothèque nationale de France

Заём

«Эту игру назвали „Заём“, потому что в ней игроки только и делают, что занимают.

Когда игроки договорились о ставке и выбрали, кто будет сдавать, сдающий перемешивает карты, дает снять колоду игроку слева от себя и раздает каждому игроку надлежащее число карт.

Если играют шесть человек, это восемь карт; если играют пять человек — каждому игроку выдается по десять карт; если играют вчетвером — также десять, но в этом случае из колоды убираются два последних вида карт, тузы и двойки; если же играют втроем, каждому выдается по двенадцать карт, но из колоды убираются тройки. В итоге в колоде, состоящей из сорока карт, остается только четыре.

Когда первый игрок выкладывает карту, которую считает нужным, следующий за ним должен положить карту той же масти; если у него такой нет, он занимает ее у другого игрока и платит ему жетон за этот заём; затем третий должен положить следующую карту или занять ее, четвертый делает так же, и так далее по кругу направо, пока не закончатся карты этой масти.

Совет

Тот, кто находится справа от игрока, выложившего последнюю карту, снова выбирает из своей руки карту той масти, какой ему заблагорассудится; игра продолжается таким образом, пока один из игроков полностью не избавится от своих карт: он считается выигравшим партию и забирает все, что было поставлено на кон; кроме того, игроки платят ему за оставшиеся в их руках карты столько, сколько было условлено.

Но если в колоде еще остаются какие-либо карты нужной масти, а у игроков они закончились, игроки берут карты из колоды, платя в банк за карту столько, сколько заплатили бы игроку.

У игрока, делающего первый ход, есть большое преимущество, потому что он может начать с самой выгодной для него масти и каждый должен будет ему ответить».  

Источник: https://arzamas.academy/materials/783

Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в

Карточные игры, по преданию, изобрели во Франции для забавы слабоумного французского короля Карла VI (1380–1422), прозванного Безумным. Следовательно, карты «по месту рождения» являлись древнейшей придворной игрой. Однако фактически карты появились много раньше, по крайней мере, известно, что в 1132 г. в Китае они уже были широко распространены.

Картежники. Тенирс, Давид Младший. Ок. 1645 г.

В Европе игральные карты появились не ранее эпохи крестовых походов. Первое документальное известие об игральных картах относится к 1379 г. Многочисленные варианты карточных игр были не только средством досуга, но и способом наживы.

Поэтому карточные игры периодически в разное время и в разных странах запрещались. Однако эти меры, как правило, оказывались безрезультатными, поскольку запреты не могли противостоять азарту и стремлению к наживе. Не избежали увлечения карточными играми и монархи.

Особенно широкий размах азартные карточные игры приобрели во Франции в период правления Короля-Солнца Людовика XIV.

Карты охотничьей колоды. М. Зичи

В России игральные карты появились в XVII в., вероятно, через Малороссию, где казаки в лагерях иногда коротали время за картами. В допетровской Руси игра в карты жестко каралась. В Уложении Алексея Михайловича 1649 г. предписывалось с игроками в карты поступать, «как писано о татех», то есть бить их кнутом и рубить им руки и пальцы. При Петре I руки и пальцы уже не рубили.

Указом 1696 г. велено обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 г. игра в карты каралась только денежным штрафом. При Анне Иоанновне в 1733 г. для профессиональных картежников предусматривалось наказание тюрьмой или батогами (последние – для «подлых людей»), В конце царствования Елизаветы Петровны (в 1761 г.

) было введено различие между запрещенными азартными и дозволенными коммерческими играми: «Позволяется употреблять игры в знатных дворянских домах; только ж не на большие, но на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для препровождения времени»367.

Петр III заменил батоги и тюрьму денежным штрафом, причем денежным штрафом наказывались только те игроки, которые играли на большие деньги или в долг.

Фишки для игры в карты

Обратите внимание

Таким образом, «картежные» законодательные нормы постоянно смягчались – от узаконенного членовредительства до денежных штрафов, налагаемых только на профессиональных шулеров. Эта тенденция достаточно очевидна. Во-первых, карты превратились в общепринятую форму досуга для широкого круга людей.

Во-вторых, грань, отделявшая азартные игры от досуговых, всегда оставалась достаточно зыбкой. В-третьих, при императорском дворе играли, и играли по-крупному. Особенно крупно играли при Дворе Екатерины II. Ее многочисленные фавориты проигрывали огромные суммы, и то была самая настоящая коммерческая игра.

Один из «отставных» фаворитов Екатерины II, С.Г. Зорич, развлекаясь в своем Шкловском имении, практиковал карточную игру по-крупному, и к нему охотно съезжались знатные игроки. Недаром А.С. Пушкин в «Пиковой даме» упоминает о Зориче как о знаменитом игроке.

В Государственном Эрмитаже по сей день хранятся различные драгоценные фишки, использовавшиеся во время карточной игры.

Тем не менее и при Екатерине II издавались указы, связанные с картами. Например, сенатским указом признали азартными запрещенными играми банк, фаро, квинтич, а коммерческими – ломбер, кадрилию, пикет, контру, панфил. В конце XIX в. к азартным играм отнесли штос, баккару, викторию и макао со всеми видоизменениями.

Набор для игры в карты

В конце XVIII – начале XIX вв. карточная игра макао была широко распространена при российском Императорском дворе. Екатерина II во время дворцовых праздников и вечеринок предпочитала играть именно в вист и макао. Кавалеры ее партии несколько раз чередовались368.

При этом она периодически меняла партнеров, беседуя с ними на те или иные темы. Как правило, при Дворе в карты играли «на интерес». В качестве «интереса» выступали специальные золотые фишки или неограненные алмазы, иногда бриллианты и золотые червонцы.

Перед игроками ставились ящички с камнями, либо счет робберам велся на червонцы – тогда рядом с императрицей находился камер-паж с запасом империалов и червонцев для уплаты проигрыша императрицы369.

Важно

Играть с царственной особой в азартные игры было не только почетно, но и выгодно, поскольку монархи не всегда стремились к выигрышу. Их солидные проигрыши – своеобразная форма «материальной помощи» тем или иным вельможам.

В карты играли все российские монархи, но «запойных» любителей азартных игр среди них не называлось. Так, Николай I, в бытность еще великим князем и великосветским человеком, конечно, в карты играл.

И, конечно, на деньги, но игроком не был. В январе 1825 г., возвращаясь из Пруссии, великий князь Николай Павлович проиграл своим спутникам: графу Модену – 485 руб. ассигнациями; генералу Корсакову – 30 руб. и полковнику Турно – 17 руб.

Всего 532 руб. ассигнациями370.

Играл Николай I и будучи императором, хотя карточный азарт, видимо, был ему совершенно чужд. Судя по записям в его бухгалтерских книгах, он регулярно проигрывал. В ноябре 1835 г. он пять раз сидел за карточным столом (4 (105 руб.), 9 (45 руб.), 10 (85 руб.) 22 (65 руб.) и 24 (90 руб.) ноября), проиграв 395 руб. ассигнациями371. В декабре он проиграл еще 605 руб.372

Свои карточные проигрыши Николай I оплачивал из «Гардеробной суммы». По свидетельству того же М.

Корфа, и «проигрыш его рассылался по принадлежности на другой день, при напечатанных по однообразной форме записках министра Императорского двора князя Волконского»373.

Видимо, Николай I не получал особенного удовольствия ни от карточной игры, ни от своих карточных проигрышей, и в последующие годы он полностью исключил эту статью расходов из своих «Гардеробных сумм».

Жена Николая I императрица Александра Федоровна из всех карточных игр предпочитала макао. Об этой игре она упоминала в своем альбоме374. Во время «балов с мужиками» в Зимнем дворце она, показывая себя подданным, играла с министрами именно в эту игру.

Совет

В Николаевскую эпоху карты использовали и для благотворительных лотерей. Эти лотереи, как правило, разыгрывались на приватных балах в Аничковом дворце, куда приглашали только «своих». Для проведения лотереи из Английского магазина доставлялись различные, заранее отобранные вещи. Они размещались на столах.

Николай I садился за небольшой стол, на котором лежала колода карт, а под каждой вещью вместо номера лежала игральная карта. Гости «покупали» карты у царя, а затем он сам раздавал купленные вещи. Достаточно часто на этих лотереях разыгрывались действительно ценные вещи. Так, на подобной лотерее продавался портрет В.А.

Жуковского, написанный К. Брюлловым375.

При Александре II традицию приватных карточных игр продолжили. Один из мемуаристов, описывая весенний вечер 1863 г. в Большом Екатерининском дворце Царского Села, упоминает, что когда в Китайской комнате императрицы Марии Александровны для фрейлин читалось «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, Александр II садился за карточный стол «с обычными своими партнерами»376.

Карточная игра как часть досуга при российском Дворе иногда приводила к неожиданным последствиям, имеющим прямое отношение к искусству.

Например, в коллекции Государственного Эрмитажа, в так называемом «Охотничьем альбоме» Александра II, хранится уникальная колода из 52 карт.

Карты стандартного размера (90 на 55 мм) являются 52 акварелями, на которых придворный художник Михай Зичи запечатлел различные сценки на тему придворной охоты. Причем сюжеты он брал из реальных событий охотничьего сезона 1860 г.

Как правило, в карты начинали играть в поезде, чтобы скоротать время. И, конечно, играли на деньги. Иначе играть считалось неприличным. Об этом сохранились мемуарные свидетельства. Один из егерей вспоминал: «Была назначена охота на медведя, довольно далеко от Петербурга, по Николаевской железной дороге.

На станции, где должен был выйти Государь, я дожидался прибытия его. Поезд плавно подъехал; обер-кондуктор подбежал к двери вагона, ухватился за ручку, но дверь не отворяется. Проходят две-три минуты ожидания. Оказалось, что Его Величество играл в карты и делали расчет.

Обратите внимание

Дверь открылась, и я вижу стол с зеленым сукном и около стола – обер-егермейстера барона Ливена с мелком в руках, проверяющего счет. Государь, проходя мимо стола к выходной двери, обернулся к барону и сказал: «Что же ты еще считаешь?» – «Да что, государь, кажется, меня обсчитали».

Государь улыбнулся и, сказав, «не может быть», вышел на платформу»377. Судя по карточным акварелям, в карты играли и после охоты.

Играли вечерами в карты и при Дворе цесаревича Александра Александровича в Аничковом дворце: «Собирались тогда за круглым чайным столом, а потом рассаживались играть в карты. Цесаревич со своими обычными партнерами, остальные садились за стол цесаревны, до 12 обязательно играли в игру под названием loup»378.

Во второй половине XIX в. в карты на неограненные алмазы уже не играли. Играли на деньги. Иногда случались забавные истории. Так, граф С.Д.

Шереметев, не самый лучший игрок, когда приходило время расплачиваться за проигранную партию, «вынимал бумажки, которые словно нарочно оказывались до того засаленными, что цесаревич приходил в комическое негодование».

Надо заметить, что это было мелким, но, тем не менее, нарушением сложившейся практики при карточных «императорских партиях».

И когда Шереметев «вытащил полуразорванную в бумажной рамке» купюру, «явление небывалое за царской партиею и при дворе», цесаревич отобрал ее у графа и лично сжег на свечке379. Играла в карты и Мария Федоровна. Мемуаристы упоминают, что она «не прочь была даже азартных игр», при этом «Государь этому вовсе не сочувствовал»380.

То, что Александр III не был картежником, отмечали многие современники. Хотя на балах карточная игра среди гостей, по разным причинам не танцевавших, – обычное дело. Многие мемуаристы с глубоким удовлетворением констатировали сам факт карточной игры с царем как свидетельство принадлежности к избранному обществу.

Важно

Однако в их записях присутствует некий намек на то, что, будучи цесаревичем, Александр III уделял картам больше внимания. Так, о его игре в карты в феврале 1883 г. на балу у великого князя Владимира Александровича мемуарист писал: «Игра гораздо скромнее, чем 12 лет назад.

Государь никакой, по счастью, страсти к игре не имеет, а играет исключительно для препровождения времени»381.

Через несколько лет мемуарист в той же тональности пишет о равнодушии Александра III к картам: «Государь и великий князь, по счастию, играют без всякого увлечения, исключительно с целью быть чем-то занятыми, а не принужденными скитаться по гостиным и любезничать»382.

В Петербурге, конечно, играли и по-крупному. Играли и великие князья, среди титулованных игроков часто появлялся младший брат Александра III, великий князь Владимир Александрович. Увлечение мужа в полной мере разделяла его жена Мария Павловна: «Еду вечером к Скалонам, где великая княгиня Мария Павловна держит банк в рулетку, а великий князь Владимир играет в винт»383.

Николай II картам предпочитал домино и биллиард, но императрица Александра Федоровна в карты играла охотно. Мемуаристка упоминает, что «императрица была большой любительницей «альмы», но ей свойственна была маленькая, но простительная слабость: она не любила проигрывать!»384.

Следует еще раз подчеркнуть, что «запойных» игроков в императорской семье не было. Игроки бывали, но до «зависимости», как сказали бы сегодня, не доходило.

В карты «на интерес» играли ради легкого адреналина, хотя за границей российские великие князья немало денег оставляли в казино Монте-Карло. Там игра шла по-крупному, а казино, как известно, в проигрыше не бывают.

Поэтому за великими князьями периодически числились весьма крупные карточные долги.

>  

Источник: https://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy—Vtoraya-chetvert-XIX—nachalo-XX-v/29

Ссылка на основную публикацию