Как появились игральные карты? от древнего мира до современности
26.04.2019
Оглавление
Игральные карты — изобретение китайцев
История игр
Христианская церковь, вне зависимости от папы, патриарха или преподобного, повсюду гнобила картежников и их «бесовские игрища». В такой атмосфере изучать историю происхождения карточных игр и игральных карт приходилось с опаской. С Нового времени положение дел начало меняться и образованные люди стали не только узнавать о своем прошлом, но попросту перекидываться в картишки.
Исследовательница Катерина Перри Харгрейв (Catherine Perry Hargrave) в недавно вышедшей книге «История игральных карт» (A History of Playing Cards and a Bibliography of Cards and Gaming) приводит следующие примеры: «Преподобный Кристофер Совер на своем прессе в Германтауне в 1744 г.
изготовил игральные карты для верующих — его паства получила 381 колоду. А один уставший от житейской скуки и бурь, а также (внимание! — прим. К. П. Харгрейв) впавший в ересь житель Нантукета, который отчаялся приобрести карты, изготовленные в Бостоне, взялся за рисование собственных».
Обратите внимание
Однако вернемся к истокам. На скульптурах некрополя эпохи Древнего и Среднего царства Бени-Хасан в Египте можно увидеть изображения игроков в шашки и мора, иначе говоря, игру на пальцах, которая до сих пор известна в различных вариантах. Эти скульптуры изваяны в 1740 г. до Р. Х., то есть во времена ветхозаветного Иосифа.
Из захоронения Тутанхамона уже в наши дни извлекли вырезанную из слоновой кости мозаичную игральную доску, изготовленную почти в то же самое время.
Игральные кости неоднократно упомянуты в исторических трудах Геродота и Плутарха, а в экспозиции Британского музея имеются шашки и игральные кости римской эпохи, сделанные настолько примитивно, что их можно принять за поделку гораздо более ранней эпохи.
Современные азартные игры — рудименты колдовских ритуалов далекого прошлого
Большой дока в области настольных игр, директор Бруклинского музея Стюарт Кулин полагает, что шахматы и игральные карты появились из-за использования стрел в пророческих ритуалах. Предсказания будущего, которые послужили толчком для возникновения азартных игр, базировались на классификации всех предметов по четырем сторонам света.
Современные азартные игры — это рудименты колдовских ритуалов далекого прошлого.
Любопытно, что на рубашках корейских игральных карт всегда изображается стрела, напоминающая по форме оперенную стрелу с магическим кольцом из ритуалов древности.
Каждая из восьми мастей колоды (людей, рыб, ворон, фазанов, косуль, звезд, кроликов и лошадей) состоит из десяти карт. По мнению Кулина, китайские игральные карты произошли от этих корейских карт.
Английский ориенталист, профессор арабского языка в Оксфорде Томас Хайд (Thomas Hyde; 1636 — 1703) в изданной в 1694 году книге, написанной на тогдашнем международном языке ученых людей — ее латинское название De ludis orientalibus libri II переводится как «О восточных играх. Книга II» — утверждал, что шахматы придумал Нассир Дахер в Индии около 500 г. н. э. Играть в них начали в Персии при дворе великого Корсу в середине того же века и примерно в это же время они попали в Китай.
В предисловии к своему опусу ученый муж намекнул, что готовит к изданию Historia Chartiludii, историю игральных карт, однако об этом в его трактате ничего не известно.
Важно
В следующем после публикации Хайда столетии некий лондонец по фамилии Кристи написал серию более или менее научных эссе об «исследовании игры античных греков, якобы придуманной Паламедом, жившим еще до осады Трои; а также о постоянном усовершенствовании китайских, индийских, персидских и европейских шахмат».
Самые древние игральные карты мира
На многочисленных примерах из классической древности и из произведений профессора Хайда он показал, что шахматы следует считать не изобретением конкретного человека, а результатом постепенного совершенствования на протяжении веков игры, пользовавшейся популярностью среди пастухов Западной Азии еще до Гомера.
Самыми древними игральными картами в мире обычно называют китайские. Он констатирует: «Игральные карты существовали в Китае в 12 веке или даже ранее.
Они попали в Европу из Китая в 13-м веке и быстро распространились по всему цивилизованному миру.
Абсолютно точно, что китайские игральные карты, дошедшие до наших дней, происходят от китайских бумажных денег, имеющих рисованные обозначения своего достоинства.
Эти рисунки обозначают масти китайской карточной колоды и, повторенные в Европе из-за незнания их истинного значения, послужили источником появления масти денариев, треф, мечей и кубков — изначальных европейских карточных игр. Теперь уже не назовешь ни одного человека в качестве изобретателя игральных карт».
Карточные игры, словно народная частушка или советский анекдот, плод коллективного творчества, а не креативного малого, измыслившего их на досуге.
Древние китайские игральные карты копировали китайские бумажные деньги, появившиеся в эпоху правления династии Тан (618-908), образцы которых сохранились до сих пор.
Возможно, что азартные игроки иногда делали ставки на настоящие банкноты или ими играли.
Совет
По крайней мере так считали составители китайской энциклопедии 1678 года, описавшие одну из первых китайских карточных игр под названием «Листья».
Игральные карты Китая
Старая китайская карточная колода в том виде, как она существует сегодня, состоит из 120 листов: по 30 каждой масти. Эти карты представляют собой узкие, гибкие полоски картона шириной чуть меньше 10 см.
Существует девять карт каждой из трех мастей: монет, связки монет и тысячи связок монет; а также три дополнительные карты — «Красный цветок», «Белый цветок» и «Старая тысяча», которые отличаются от других карт печатями и надписями.
На белом цветке изображается стилизованная картина горы, поднимающейся из волн, а на «Красном цветке» и масти тысячи монет изображаются иероглифы из классического романа 14 века «Речные заводи» (Ши Най-Ань).
«Речные заводи» — один из четырех классических китайских романов, основанный на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 «благородных разбойников» — повстанцев из лагеря Сун Цзяна на горе Ляншаньбо в правление восьмого императора династии Сун — Хуэйцзуна (1124-1127).
Первый роман с описаниями восточных единоборств, получивший новый виток популярности с середины 20-го века.
На юге Китая используют игральные карты, представляющие собой денежные купюры. Карточная колода состоит из четырех мастей по 38 листов каждая, а сами карты чуть больше по размеру.
У них четыре масти: монеты, связки, тысячи, десятки тысяч и три дополнительные карты. На двух последних мастях и двух дополнительных картах нарисованы портреты забавных сказочных персонажей. Эти карты называют да цзи.
Как полагал Кулин, европейские игральные карты скопированы с такой колоды из четырех мастей.
«Есть еще карты-домино, — пишет в своей книге Катерина Перри Харгрейв. — Между домино и картами в Китае особого отличия не существует, а колоды тех и других могут использоваться для игры вместо друг друга.
Давным-давно в Китае с помощью домино умели предсказывать судьбу, и этим объясняются причудливые метки на фишках. Только вот значения древних символов и связанные с ними традиции китайцы напрочь позабыли».
Источник: https://marafonec.livejournal.com/3028264.html
История игральных карт
?
Вадим Алешин (vakin) wrote,
2018-08-13 14:22:00 Вадим Алешин
vakin
2018-08-13 14:22:00 Category: Как всегда — стоит только залезть в какую-нибудь тему поглубже, и сразу обнаруживается так много нового и интересного! Казалось бы игральные карты — ну что тут такого?
История карт
Те карты, к которым мы привыкли с детства, пришли к нам в начале 17 века через Польшу и Германию из Франции. «Русская колода» в 36 карт — это урезанная (т.е. начинающаяся с шестерок) 54-ти карточная «французская колода».Примерно в 15-16 веках французская колода полностью сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась.
Изменения последнего времени — это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост), появление скругленных углов, появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал некто Салади).
1658 год, Гинея, Франция.
Обратите внимание
Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов картВо Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями (о мастях см. ниже), немного различающаяся от региона к региону (62 карт из Болоньи, 78 в Венеции, 98 во Флоренции).
Особенностью таких карт был 21 козырь — «Старшие Арканы». Видимо так появилась карты Таро, которые были игральными вплоть до 18-го века, а лишь потом их стали использовать оккультисты).Итальянские карты относятся к так называем «латинским» (испанским, португальским) — это и есть первые европейские карты, завезенные на Апеннины в конце 14 века крестоносцами из стран Востока.
Первое письменное упоминание об игральных картах в Европе — указ 1367 года, запрещающий карточную игру в городе Берн. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Та колода отличалась от современной — в ней было всего 32 карты (не было дам).
Дальнейшая история карт теряется в веках. Есть несколько версий их происхождения.Одна из них — заимствование карточной игры из Персии через Индию. Именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В «Летописях Египта и Сирии» есть упоминание о том, что знать при дворе играла в игру «Kanjifah», используя карты 8-ми мастей по 12 карт.
Но под влиянием мусульман уже в середине 17 века эта игра была забыта.В Индии же карты прижились, местная колода называлась ганджифа. Это слово впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), где он пишет, что послал колоду своему другу.На индийских круглых игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл.
Считается, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало мастям «латинской колоды».
Карты ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия)Другая распространенная версия — тюркская.
В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), «малик» (эмир — король) и два его помощника — «наиб малик» и «тани наиб». Это очень напоминает «латинскую колоду», в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры.
Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово «наиб», «помощник», стало названием карточной игры.В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.
Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.
Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла. Якобы египетские карты — это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание.
56 из них — «Младшие Арканы» — стали обычными игральными картами, и с 22 «Старшими Арканами» они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.
Китайские «денежные» карты
Рисунок карт
Самый распространенный в России дизайн игральных карт — традиционные «Атласные карты», — был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля.
Важно
При разработке рисунков он опирался на традицию «северо-немецкой картинки», которая происходила из древней народной французской карточной колоды.
1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.ШарлеманяАнгло-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.
Англо-американский шаблонКарты «Парижского шаблона» были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.
Карты парижского шаблона образца 1895 годаВо французских картах, в отличие от наших, где «картинки» — просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:король червей — Карл Великийкороль пик — Царь Давидкороль бубен — Юлий Цезарькороль треф — Александр Македонскийдама червей — Юдифь (более ранние изображения — Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)дама пик — Афина Паллада ( в других вариантах Минерва или Жанна д’Арк)дама бубен — Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)дама треф — Аргина (анаграмма слова «королева» — «regina». Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).валет червей — Этьен де Виньоль (по прозвищу Ла Гир — «Ярость»). Советник Жанны д’Арк , ставший героем народного фольклора.валет пик — Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Даниивалет бубен — Гектор (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)валет треф — Ланселот. Рыцарь Круглого стола.
На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.
Карточные масти
Привычные нам масти карт — пики, трефы, бубны, черви, — тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с «французской колодой» получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт — «итальянскую и «немецкую» колоды.
Читайте также: Простое подснятие: базовый инструмент карточного фокусника
Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря — копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).Эти масти — результат трансформации старинных мастей «итальянской колоды» — «мечей», «кубков» (чаш), «пентаклей» (монет, динариев, дисков) и «жезлов» (дубинок, палиц).
Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.Во французском варианте «мечи» превратились в «пики», «кубки» — в «черви», «пентакли» — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» («трефы» по-французски означает «лист клевера» или «трилистник»).
В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному.Во Франции они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).В Италии — пики (копья), цветы, сердца, квадраты.В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.В Германии и Англии — лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.
В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей — цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.В России название карточной масти «черви» произошло, видимо, от французское «кёр» — сердце, или от слова «червонный» т.е. «красный», тоже ассоциирующегося с сердцем.
Традиционная колода. Испания, 1590 год
Традиционная колода.
Италия
Традиционная колода. Германия
Традиционная колода. ШвейцарияИнтересно, что валет (от французского valet — слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.
В некоторых вариантах карточных колод (например, в старинных «испанской», «швейцарской», «немецкой» колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа — унтер (младший валет) и обер (старший валет).Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.
Карта современного распространения национальных колод:
Взято отсюда: http://cardistry.su/blog/cards/334.htmlЗдесь синим отмечены французские масти, зелёным -немецкие, розовым- швейцарские, жёлтым- итало-испанские, в полоску — территория распространения французских и немецких мастей, красным — североитальянский вариант итало-испанских мастей.Еще рассказы об истории людей и вещей можно посмотреть тут: «История алфавита», «Как люди научились печь хлеб», «История одежды», «Где находится Край Света», «Откуда появился человек, когда людей еще не было», Солнечные часы, «Игры в историю — Инструменты для письма».
Источники :
wikipedia.org
cardistry.su
vsyako-razno.ru
daksnike.narod.ru
www.liveinternet.ru
fishki.net
rgpjournal.ru
www.pokeroff.ru
www.tavika.ru
Источник: https://vakin.livejournal.com/2250082.html
История игральных костей
Родоначальником всех азартных игр считаются кости, которые до сих пор являются популярным развлечением среди семьи и друзей, источником радостей и печалей в казино.
Версии происхождения
Версий появления игральных костей несколько, исследователи даже в наше время не пришли к единому мнению.
Есть предположение, что изначально эти предметы имели, скорее всего, магическое или сакральное значение. Их использовали для гадания, трактуя по ним выпавшие комбинации.
Изобретение костей приписывают то индейцам, то египтянам, то грекам. Археологи находили кости у древних шумеров, живших тысячи лет до нашей эры, у египтян в гробницах, где сохранились изображения человека, играющего в кости, в древнем Тибете на крышах домов с начерчеными фигурными диаграммами.
А вот использование костяшек в качестве игровых принадлежит, по одной из версий греку Паламеду. В своей трагедии Софокл написал: «Не он ли в шашки // И в кости войско научил играть // Забавой умной время коротая …».
По другой версии, кости изобрели лидийцы, которые являлись жителями Малой Азии во времена правления Атиса.
Совет
Они играли в них во время ужасного голода, для того чтобы отвлечься. Жители города один день играли, а другой ели.
Однако все теории сходятся в том, что материалом изготовления костей служили останки животных. Как только костяшки стали использовать в азартных играх, кости начали искусно подделывать.
Наиболее распространенный метод – сделать одну стенку кубика немного тяжелее других. В развалинах города Помпей были найдены именно такие кости.
Распространение игровых костей в Европе
В средневековой Европе кости официально находились под запретом церкви вплоть до конца 14 века. Былую популярность игра в кости, завезенная моряками и пиратами, приобрела в 15 веке, когда в кости стали играть в британских пабах.
Затем во французских и английских салонах и отелях, где высшее общество развлекало себя игрой. А позднее и в Соединенных Штатах.
В 18 веке в Китае появилась и распространилась игра в кости под названием домино, которую знает каждый современный человек.
Многочисленные голливудские фильмы повлияли не только на популярность азартных игр, но и на разнообразие игральных костей.
Археологические находки, найденные у славян и на территории языческой Руси, указывают на популярность игры с костями в дохристианскую эпоху. После Крещения Руси популярность игры сохранилась, но в отличие от Европы, в низших слоях общества.
Излюбленным развлечением в 16 и 17 века была игра зернь. Костяшки имели белый и черный цвет. Игроки договаривались, какая комбинация будет выигрышной, и бросали кости.
У русских крестьян они играли важную роль для бросания жребия при разделе земли, споров и первенства в сельскохозяйственных работах. Во время войн кости были средством развлечения.
Разнообразие и эволюция игральных костей
Современные игральные кости – результат сложного развития на протяжении долгих тысячелетий. Прообразом послужили надкопытные суставы животных – несимметричные четырехгранной формы бабки.
Позже их стали делать из дерева, камней, фруктовых косточек, вырезали из дерева, драгоценных металлов, скорлупы орехов – и это еще не полный список. Богатые люди могли позволить себе игральные костяшки из фарфора, серебра и слоновой кости.
Сегодня кубики изготавливаются из пластмассы.
Найденные на территории современного Ирана кости имеют вид четырехгранной пирамиды. Древние греки использовали для игры астрагалы – четырехгранные кости с разметкой в виде углублений. Приближенные к современной форме кости археологи нашли на территории Китая. Количество граней костяшек тоже было различно: 4, 5, 6, 20 и 24. Луи Зоччи создал игральные кости со 100 гранями.
Обратите внимание
На протяжении всей истории развития игральные кости меняли форму, материал, цвет, но до сих пор используются как игровой предмет для азартных, стратегических и ролевых игр.
Источник: http://historygames.ru/azartnyie-igryi/istoriya-igralnyih-kostey.html
Как появились карты
Самые старые картографические данные были обнаружены в районе Камоника (Италия) в виде наскальных рисунков. Археологи отнесли их к бронзовому веку. Иначе говоря, карты, схематично изображавшие близлежащие реки и леса, появились за 3500 лет до н.э., задолго до появления письменности в том регионе.
Это говорит о том, что люди уже тогда понимали и осознавали всю важность схематичного отображения поверхности. Самой старой из сохранившихся на бумаге карт является Туринская Папирусная карта, выставленная в Египетском музее Турина. На ней изображен один из высохших притоков реки Нил — Вади-Хаммамат.
Дело в том, что в данном регионе древние египтяне добывали золото, медь, олово и камень. По земле данные грузы довозить до севера страны было трудно, поэтому они транспортировались с помощью речного сообщения. Удивительно то, что на этой карте, помимо самого описания реки, были схематически отображены места залегания тех или иных полезных ресурсов, находившихся у поймы реки.
Другим артефактом картографии является Вавилонская карта мира, изображенная на глине. Выставлен этот экспонат в Британском музее в Лондоне.
Настоящим толчком в развитии составления карт стали научные труды таких древнегреческих философов, как Эратосфен, Гиппарх, Клавдий Птолемей. Эратосфен впервые сумел изобразить на картах широту и долготу.
Гиппарх и Клавдий Птолемей создали первый в истории учебник по составлению карт. Стоит сказать, что уже тогда было подставлено под сомнение утверждение о плоскости земной поверхности. К примеру, Анаксимандр считал, что Земля имеет форму цилиндра.
В данную эпоху развитие картографии снизило свой темп.
Все европейские ученые того времени склонялись к тому, что Земля все таки имеет плоскую форму. Птолемеевскую технику составления карт переняли арабы, серьезно усовершенствовав ее. К примеру, они отказались от определения широты по высоте солнца, научившись делать это с гораздо большей точностью благодаря звездному небу.
В то время в Европу попало древнейшее китайское изобретение — компас. Это произвело настоящий фурор в среде географов той эпохи. Появились так называемые «портуланы» — первые морские карты в истории, очертания берегов на которых достаточно близки к современным картам.
Самая подробная карта мира той эпохи была создана как раз арабами, а именно путешественником Аль-Идриси.
Важно
Это время неотрывно связано с Великими географическими открытиями той эпохи. Обнаружение нового материка Колумбом в 1492 году стало причиной повышенного интереса к картографии. К 1530 году берега Америки были уже полностью изучены и отображены на картах.
Подробное изучение ранее созданных карт и описание берегов Австралии и Азии привело к тому, что в 1570 году в Германии Герхардтом Меркатором и Абрагамом Ортелиусом был создан первый атлас Земного шара. Благодаря их трудам была принята единая система отображения картографических данных. В XVIII веке во Франции удалось выполнить измерение высоты над уровнем моря, что привело к созданию первых топографических карт.
Ко второму десятилетию XX века человечеству удалось достаточно точно сделать описание всей земной поверхности. Топографические замеры по всему миру продолжались до середины века. Было изобретено большое количество карт для применения их в различных сферах жизни: ландшафтные, навигационные, карта звездного неба, морского дна и т.д.
Видео по теме
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-805959-kak-poyavilis-karty
История игральных карт — Как появились игральные карты
11 декабря 2015 г. , Азартные игры
Карты – это одно из самых древних развлечений, которое существует уже более двадцати веков. Если знать на что обращать внимание, то несложно заметить любопытные закономерности: число карт в колоде совпадает с количеством недель в календарном году (52); в каждой масти ровно 13 карт, как и в лунном календаре, в котором год поделен на 13 (а не 12 как в григорианском) месяцев. Сейчас миру известно огромное количество популярных карточных игр, например, покер и баккара. Эти игры представлены не только в наземных казино, но также доступны и в виртуальных игорных заведениях.
Путь карточной колоды в Европу
Существует много версий откуда к нам пришла карточная колода, но чаще всего продвигают ту, в которой карты придумали китайцы. Эта теория нашла больше всего откликов хотя бы потому, что бумага была создана именно в Поднебесной. Так почему бы и карты находчивым азиатам не вписать в списки своих изобретений? Как с того края света карты оказались на европейском континенте история умалчивает. Споров и разногласий по этому вопросу было предостаточно, сошлись на том, что колода карт попала в Европу из Египта стараниями некого Мальмукса в конце 14-го века.
Также есть и другие интересные теории. По одной из них, карточную колоду в Европу из Азии доставили крестоносцы, которые после серьезного поражения возвращались с восточных земель домой. По другой версии, карты привезли цыгане, которые использовали их для предсказаний будущего. Свободолюбивый народ вел кочевой образ жизни и в теории мог послужить “курьером”, но это больше похоже на красивую шутку, ведь когда навязчивые гадалки начали предсказывать судьбы, европейцы уже вовсю тасовали карточную колоду. Да и откуда карты взялись у тех самых цыган тоже никто так ответить не смог.
Прародители современных карт впервые были напечатаны в 15-м столетии где-то в небольшом французском городке Руан. У тех карт, как и у современных, колода делилась на четыре масти: трефы, черви, пики и бубны. После карточного бума во Франции это развлечение перекочевало в Англию, да так и осталось там по сей день.
Особенности средневековой колоды
Одна колода — четыре масти, у каждой масти — своя история. В карточной колоде тогдашние мастера изобразили определенное классовое разделение на французских землях. Крестьяне, труженики и самые бедные жители Франции, стали в карточной колоде трефами. Богатое купечество было представлено бубнами. Люди, связавшие свою жизнь с верой в Бога и церковью, отображались червовой мастью. Наиболее уважаемое и знатное дворянство, в большинстве относившееся к рыцарству, послужило прообразом пиковой масти.
Под каждым королевским образом также спрятана историческая личность: червовый король – это король Франции Карл Великий, трефовый – один из выдающихся полководцев Александр Македонский, пиковый – израильский царь Давид, а Цезарь Август сыграл роль бубнового венценосца.
Но самой примечательной особенностью древних карт была их… круглая форма.
Ну и напоследок, еще пару интересных свойства игральных карт на которые вы вряд ли обращали внимание: главные герои пиковой масти всегда смотрят направо, бубновый король единственный из королей, который остался безоружным, а червовый — никогда не носил усы.
Источник: http://azartnews.com/articles/azartnye-igry/istoriya-igralnyh-kart
История карт
Проводи время в интернете с пользой:
Платные опросы позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!
Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями — заработок в интернете
Карты в первоначальном своем виде не были предназначены для проведения карточных игр на деньги или карточных игр на раздевание. Они несли информативное содержимое.
Где появились игральные карты
На данный момент конкретной информации о том, где появилась первая колода карт, нет. Но есть масса легенд. Одной из самых популярных является история о появлении карт в Древнем Египте.
Здесь сотни лет мудрецы копили опыт и знания. В момент наступления врага все эти знания нужно было каким-то образом сохранить и передать.
Под этой мудростью подразумевалось взаимодействие человека, 4 основных стихий и Бога.
Совет
Для решения проблемы фараоны организовали собрание, по итогу которого было принято решение трансформировать ценные знания в изображения. Эти рисунки были нанесены на таблички – так и выглядели первые карты. Эта колода карт состояла из 78 листов, которые назывались арканными. Потом ее использовали для гадания.
В Европу карты добрались с кочующими племенами в 13 веке. Правительство многих стран первое время относилось равнодушно к карточным играм, а потом и вовсе наложило запрет на подобного рода игры, так как считали, что в них есть что-то от нечистой силы.
Читайте также: Лучший фокусник цирка и кино амаяк акопян
Как появились карточные масти
Из обычных листиков, карты превратились в игральную колоду благодаря изображениям. Большая часть пользователей думают, что изображения на картах говорят только о старшинстве карт.
Отчасти это действительно так, но мало кто задумывается о том, как на картах оказались именно те изображения, которые мы видим.
Первым значимым этапом эволюции карт стало сокращение колоды из 78 листов до 52.
Первоначальная трансформация колоды в 52 листа объясняется так:
- Количество карт составляет 52 листа, столько же недель длиться год.
- Количество мастей соответствует количеству времен года — 4.
- В колоде есть 13 карт каждой масти. Это количество соответствует количеству недель в любой поре года.
- Очки в каждой масти соответствуют дням в году. Если сложить все очки, в сумме получится 364, что равно количеству дней в году за вычетом одного.
Позже появились колоды игральных карт из 36 и 32 карт.
Рубашка появилась на картах в 17 веке в роли защиты от шулеров, которых на тот момент стало уже очень много. И уже в XVIII веке изображения на картах стало иметь 2 головы, то есть карты, в которых одна половинка отражает вторую.
Облик карт, который сейчас всем знаком, они получили в 19 веке. Во время правления Петра Первого запрет с карточных игры был снят и досуг с картами проводили в богатых домах и среди бедных работяг. В это время стала распространена карточная игра на деньги и даже карточная игра на раздевание.
Посмотреть все виды карточных игры вы можете в статье:
Таблица игр в карты
Все самые популярные игры в карты собраны на сайте «Живые игры» здесь «Карточные игры онлайн». Также можно познакомиться с информацией о том, как заработать на развлечениях, здесь «Онлайн казино», «Онлайн покер», «Ставки на спорт», «Развлечения с заработком». А где найти качественные развлечения можно узнать здесь «Игровые порталы».
Вы можете легко найти любую игру или страницу на нашем ресурсе. Для этого вам нужно воспользоваться картой сайта — она очень удобная и понятная.
Источник: http://life-games.net/index/istorija_kart/0-143
Как выглядели древние географические карты
Первые географические карты появились на Земле практически одновременно с возникновением у человека навыка рисования.
Правда, это были не совсем карты, а их далекие прообразы, но ясно одно: как только человек начал передвигаться на большие расстояния, он стал пытаться осмыслить свое перемещение и, обладая природным пространственным чутьем, старался отобразить это в рисунках. Карты в более или менее привычном для нас виде появились намного позже, но тоже невероятно давно – еще до нашей эры.
Прообраз древней карты
Изначально «предки» карт выглядели как схематичные рисунки на стенах пещер, жилищ, древней посуде (например, тарелках), каменных плитах.
Например, эта «звездная» фреска, найденная археологами, была создана в древней Иордании и представляет собой, по версии ученых, космологическую карту. В центре расположен «известный мир», «первый океан», «второй мир» и «второй океан».
Обратите внимание
С восьми точек, которые, скорее всего, символизировали острова, располагались «запредельный мир» и «небесный океан».
Прямоугольник, расположенный внизу справа, по версии историков, к делу не относится – это чертеж какого-то здания (возможно, храма).
Самая древняя карта мира
Одной из первых сохранившихся карт, о которых известно ученым, считается древняя реликвия, найденная на территории Ирака. Эта карта, получившая большую известность и повлиявшая на представления людей о мире, была создана в Вавилоне.
Мир на ней изображен плоским, круглым, а центром его обозначен, как можно догадаться, сам Вавилон. Изображение, найденное на куске глиняной плиты, датировано VII веком до нашей эры.
Анаксимандр опередил свое время
Настоящий прорыв в области географии и картографии произошел, когда появилась карта, составленная Анаксимандром из Милета (610 – 540 г.г. до н.э.). Землю он представил себе в виде овала, который вытянут с востока на запад.
Анаксимандр, которого уважал и считал великим мудрецом сам Аристотель, был не только географом, но и астрономом. Он пытался сравнивать Землю с другими космическим объектами, а также много размышлял над происхождением Вселенной, придя к выводу, что она рождается, доходит до пика своего развития, погибает, а потом возрождается вновь.
Ни сама карта мира, нарисованная Анаксимандром, ни ее копии до наших дней не сохранились, но Геродот писал, что мир на ней древний ученый изобразил в форме барабана, вокруг которого расположен океан.
Карта Анаксимандра, воссозданная современными исследователями по письменным источникам древних ученых.
До наших дней дошли сведения и о карте Гекатея Милетского, жившего примерно в тот же период, но чуть позднее. Согласно ей, мир состоит из трех частей – Европы, Азии и Ливии. Все три «материка» располагаются вокруг Средиземного моря. Его карта была сделана на основе данных Анаксимандра.
Очень похоже изобразил такое представление о мире священник-энциклопедист Исидор Севильский в своем труде «Этимологии» (VII в.). В форме буквы «Т» изображено море, а буквой «О» обозначен океан. И здесь уже есть Африка.
Схематично и доступно: Т – море, О – океан. Историки называют такой тип карт «Т-О».
Отцом географии (собственно, он первый и ввел в употребление этот термин) считают Эратосфена, который во II столетии до н.э. написал трехтомный труд, который так и назывался – «География».
В нем указывалось, что земля имеет форму шара, и данное утверждение ученый подтвердил своими математическими вычислениями. Увы, в своем первоначальном виде этот труд до современных ученых не дошел – о нем известно из пересказов римских авторов.
Важно
Также не сохранилась и карта Эратосфена, однако она оказала неоценимое влияние на исследования географов средневековья.
Ученые считают, что карта Эратосфена выглядела так.
Кстати, именно Эратосфен стал первым обозначать на картах меридианы – правда, эти обозначения еще не были столь точны. А еще именно он поделил мир на пять климатических зон.
Наиболее интересные древние карты
А вот такую карту создал в 400-х годах до нашей эры историк Геродот:
Карта Геродота.
Карта Помпония Мелы – самого раннего римского географа, который создал научный труд «Описательная география», – делит Землю на пять зон, три из которых необитаемы. Мела считал, что южные земли нашей планеты недоступны северянам, поскольку их отделяет от умеренных широт засушливая территория невыносимой жары.
Воссозданная современными исследователями карта Помпония Мелы.
Как и многие предшественники, Каспийское море он считал заливом Северного океана. И это немудрено, ведь в 43 году, когда Помпоний Мела создавал свой труд, большая часть нашей планеты была не изучена.
Еще одна интересная находка, мозаичная карта, обнаруженная в Мадабе (Иордания) при археологических раскопках раннехристианского храма св. Георгия, представляет собой древний Иерусалим. Панно изготовлено примерно в VI веке.
На нем изображены церкви и другие сооружения. Они показаны так реалистично, что современные ученые даже смогли их идентифицировать – например, хорошо виден расположенный в центре Храм Гроба Господня.
По мнению ученых, это самая старая карта Святой Земли.
Красивая и информативная мозаичная карта из Мадабы.
Карта Птолемея как ориентир для потомков
Огромный труд проделал великий ученый из Александрии Клавдий Птолемей. Примерно в 150 году он составил карту мира, к которой прилагалось еще около 30 отдельных, более детальных карт. Весь трактат назывался «Руководство по географии».
Так Птолемей видел наш мир.
Птолемей обозначил расположение даже очень отдаленных зон – от Египта и до скандинавских земель и от Атлантики до Индокитая. Обнаружена эта реликвия была много веков спустя и долгое время, вплоть до эпохи географических открытий, являлась основным картографическим документом для путешественников и ученых. Впоследствии ее усовершенствовали.
Такие материки, как Азия, Европа и Африка, на доработанной карте стали более оформленными, а вместо Вавилона в качестве центра мира был указан Иерусалим.
Совет
Карта «Обитаемого мира» Птолемея, воссозданная уже после его смерти на византийской рукописи XIII века – одна из самых известных и информативных.
Карта Птолемея разделена на равные части параллелями и меридианами. Средиземноморская зона и Ближний Восток изображены более или менее верно, но по мере удаления на юг знания Птолемея о других землях становятся более расплывчатыми.
Например, Индийский океан он обозначает как внутреннее море, а неизведанная часть африканского континента на юге расширяется и окружает его, соединившись с Азией. Представлений об Антарктиде пока нет – это «неизведанная земля».
Ну а Азия, по его мнению, была настолько огромной, что занимала даже ту территорию, на которой, как выяснилось много лет спустя, расположен Тихий океан.
Недавно Чикагский университет оцифровал все древние карты и опубликовал шеститомный труд по истории географии и картографии с пояснениями. Этот масштабный проект по древней картографии начали еще в 1980-х годах и, возможно, он еще будет дополняться новыми археологическими и историческими находками.
Источник
Источник: https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43193410993
От куда взялись игральные карты!
Все мы видели карточную колоду, не раз играли в подкидного или обычного дурака.
Но, наверное, мало кто задумывался над тем, откуда, собственно, взялись игральные карты. А между тем у них очень давняя и интересная история! А валеты, дамы, короли имеют прототипы.
Мистика Таро
Колода карт в том виде, к которому мы привыкли, появилась сравнительно недавно. Однако история игральных карт начинается в глубокой древности.
Согласно оккультной версии, карты придумали жрецы в Древнем Египте, и в них зашифрованы все знания человечества. Жрецы создали 78 золотых табличек, на которых нанесли магические знаки. 56 таких табличек зовутся Младшими Арканами, и именно они стали обычными картами. А 22 Старших Аркана – это мистические карты Таро, которые по сей день используют гадалки и прорицатели.
Так выглядят современные карты Таро
Впрочем, научного подтверждения этой версии нет. Однако данные археологических исследований показывают, что карты действительно появились очень давно.
На древних фресках можно увидеть, что в Древнем Египте имелось некое подобие карт – черенки с нанесенными на них цифрами, и существовала игра, очень похожая на карточную.
Такие же игры забавляли жителей Индии, только сделанные там первые карты были из слоновой кости и ракушек.
Обратите внимание
Интересно, что арабские карты подтверждают оккультную версию их появления. Они тоже имеют 56 Младших и 22 Старших Аркана. При этом мусульманам Кораном запрещено изображать людей на картах, поэтому на них имеются только орнаменты-арабески.
Аналоги карт появились в Китае и Японии, но были они по-восточному мудрёными и замысловатыми и мало походили на современные. Карты на Востоке рисовали на бумаге – это были полоски, на которых изображались различные символы.
В X-XII веках путешественники из Европы добрались до Поднебесной. Европейцам понравились хитроумные китайские игры, которые они и привезли домой.
Китайская карта, династия Мин,
примерно 1400 год
Четыре главных короля
Карты начали распространяться по Европе. Существует история о том, как появилась привычная для нас колода с королями и дамами.
Говорят, что изобрел её в 1392 году Жакмен Грингоннер – шут французского короля Карла VI Безумного, который, как можно догадаться по прозвищу, страдал душевным расстройством.
Для развлечения своего господина шут начал придумывать различные карточные игры и заодно модифицировал колоду.
Грингоннер, чтобы польстить господину, нарисовал четырёх королей и объявил, что каждый из них имеет свой прототип. Король червей – это Карл Великий, пиковый – царь Давид, бубновый – Юлий Цезарь, а трефовый – Александр Македонский.
Самого себя шут объявил джокером.
Это очень интересный карточный персонаж – вроде бы дурак, но на самом деле он в колоде сильнее всех. И в жизни ведь именно шут мог под своей маской говорить правду королям.
Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторические или мифические прототипы. Валет червей – это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, верный соратник Жанны д’Арк; пиковый – герой французского эпоса Ожье Датчанин; бубновый – Роланд из «Песни о Роланде»; трефовый – Ланселот Озёрный из легенд о короле Артуре.
Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось. Лишь в XVI веке на игральных картах появились женские персонажи. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип! Дама червей – это героиня библейской легенды Юдифь. Дама бубен – Рахиль, жена Иакова.
Важно
Интересно, что бубновая масть означает деньги, а Рахиль, по легендам, была скупой. Пиковой дамой стала греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу считалась Дидона из «Энеиды» Вергилия.
Но затем дама треф превратилась в коварную соблазнительницу Аргину – это анаграмма слова regina, то есть «королева». Придворные художники, создававшие карты для монархов, придавали Аргине сходство с королевской фавориткой.
Интересно, что в случае появления новой любовницы живописцам приходилось рисовать другую колоду.
В годы Великой французской революции карты потеряли свою популярность.
Игральная карта французской революции,
символизирующая свободу и братство
Короли и дамы, пусть и рисованные, были свергнуты со своего престола. А на картах появились известные оппозиционеры и борцы с режимами: Брут, Вольтер, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон…
Лопаты и дубинки
Карточные масти тоже возникли не на пустом месте. В первых колодах они носили названия «мечи», «кубки», «денарии» (денежная единица) и «жезлы». Позже мечи превратились в пики, кубки – в черви (от прилагательного червонный – красный), денарии – в бубны, а жезлы – в кресты, или трефы (последнее слово от французского «клевер»).
В других странах масти называются по-своему: например, в Англии и Германии – лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, в Италии – копья, сердца, квадраты и цветы.
Черт Черчелли
Существует легенда о том, как карты появились в России. Говорят, что при Иване Грозном в Москве появился некий авантюрист – итальянец Черчелли, которого горожане тут же прозвали Чертелло. Впрочем, его итальянское происхождение под вопросом, ибо Чертелло в Италии назывался французом, во Франции – германцем, в Германии – поляком, а в Польше был русским.
Читайте также: Немного об истории возникновения карты джокер
Поль Сезанн. «Игроки в карты». 1895 год
Он привёз в Москву сундучок с картами, завёрнутый в чёрно-красную шаль, что соответствовало цветам мастей. Но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.
И тут в Москве началась настоящая эпидемия: карты стали пользоваться бешеным спросом, и Черчелли решил наладить их печать.
Однако вскоре он был изгнан из Москвы за свои бесовские игрушки, а карты надолго оказались под запретом.
Однако, несмотря на все препоны, карты прижились на Руси и тесно вошли в её историю и даже культуру – вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина или знаменитый карточный проигрыш Николая Ростова из «Войны и мира».
После Октябрьской революции в 1917 году в России даже появились советские карты, на которых вместо королей и валетов фигурировали рабочие и крестьяне. Более того, масти тоже поменялись: вместо бубен и пик на картах красовались серпы, молоты и звезды. Затем карты были вообще запрещены.
Сейчас играть в карты можно, и более того, выпускаются колоды на любой вкус: сувенирные, гадальные, с различными историческими персонажами. Даже можно заказать карты с изображением вас самих и ваших друзей, с которыми позволительно потом поиграть в дурака. Только не прогадайте – а вдруг кто-нибудь обидится, что он не король, а какая-нибудь там девятка…
Источник: https://avtomat-kx.livejournal.com/2396960.html
История карточных игр
Сегодня вряд ли найдётся человек, который никогда не брал бы в руки игральных карт, – он или хотя бы в детстве играл в «подкидного дурака», в «ведьму», или раскладывал уже в зрелом возрасте пасьянс, или, наконец, пытался показывать карточные фокусы.
Все придуманные человечеством карточные игры условно можно разделить на три категории.
К первой категории относятся азартные игры, их насчитывается больше десятка, и среди них наиболее известна игра «двадцать одно», или «очко».
Совет
Карточные игры, которые почему-то не считаются азартными, их более тридцати, относятся ко второй категории, хотя в эту группу входят преферанс, бридж, покер и они тоже, как и игры, считающиеся азартными, могут привести к потере целого состояния (но, однако, и к крупным выигрышам). В эту же категорию, по-видимому, входит и любимая игра немцев под названием «скат».
В последние десятилетия преобладает мнение, что покер, самая распространённая теперь в мире карточная игра, а также бридж являются играми, близкими к спортивному типу, наподобие шахмат и шашек, и по бриджу и покеру даже проводятся международные турниры. Впрочем, соревнования проводятся и по «подкидному дураку», и некоторое время назад экс-чемпион мира по шахматам А.
Карпов был чемпионом России, выиграв подобные соревнования. Вообще-то, «подкидной дурак» относится, как считают специалисты, к третьей категории карточных игр, называемых детскими, их насчитывается тоже примерно десяток, и в это десяток входят и известные всем «ведьма» и «пьяница».
Виды игральных карт
Видов карт великое множество, подчас это произведения искусства. Один московский коллекционер собрал 650 карточных колод, все – разные, изготовленные в различных странах, на всех континентах. Тем более что существует множество наборов карт, созданных под конкретные игры.
Карты имеют многовековую историю. Есть версия, что карты появились в Индии. Старинные индийские карты были круглыми, имели восемь мастей, причем колода состояла из 96 карт. Принцип игры, правда, больше напоминал шахматы, нежели современные карты.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона высказывается предположение, что карты, возможно, были изобретены в Китае, и случилось это в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году они получили там всеобщее распространение. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты — количество недель в году.
Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий.
Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Египте.
Обратите внимание
Существует версия, что европейцы познакомились с картами во время Крестовых походов, другая – что в Европу карты занесли цыгане, третья – сарацины, как в древности называли арабов-мусульман. Однако на арабских картах вряд ли рисовались человеческие фигуры, как теперь, поскольку ислам запрещает правоверным делать такие изображения.
Возможно, родиной карт с рисунком современного типа является Италия или же Германии, в которой уже в 1260 году был основан особый цех фабрикантов игральных карт и торговцев ими. Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, так как литографического печатания тогда еще, естественно, не было, они рисовались от руки.
Во Францию карты привозились из Италии, этому есть историческое свидетельство — указ счетной камеры 1390 года, в котором отражен расход на покупку карт для увеселения короля. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.
Первоначально четыре карточных короля изображались в виде легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы, и представлялись в том облике, в каком они фигурировали в народных преданиях: червовый король — Карл Великий (король франков в период с 768 по 800 год нашей эры, а также император обширной империи вплоть до 814 года); бубновый — Юлий Цезарь; пиковый — Давид (пастух и певец, ставший благодаря своим подвигам легендарным древнееврейским царем); трефовый король — Александр Македонский.
Запрет на карточные игры
Доподлинно известно, что во время царствования Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции.
Итальянский манускрипт 1299 года также говорит о запрещении игры в карты, а к этому времени там была изобретена древнейшая карточная игра — тарок. В Испании первое запрещение игры в карты датируется 1331 г.
, а в следующем году такое запрещение ввёл в Кастилии своим указом король Альфонс XI.
Указанные запреты на карточные игры соответствуют древней тенденции негативного отношения к азартным играм. Это потом, значительно позже карты вытеснили (или почти вытеснили) другие азартные игры. А азартные игры существовали всегда, на протяжении всей истории человечества.
Археологами были найдены предметы, применявшиеся в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н. э. Часто обнаруженные фигурки, рисунки на камнях или керамике изображают людей или богов кидающими игральные кости, которыми служили бабки (так называются межфаланговые суставы овцы или собаки).
Важно
Да и во многих раскопках доисторических стоянок человека еще более раннего периода бабки обнаруживаются в больших количествах. Известно, что игральные кости использовались как для бросания жребия, так и для азартной игры. Например, арийские захватчики Индии во 2-м тысячелетии до н. э. очень любили азартные игры.
Игра в кости орехами вибхидака была популярна среди всех каст, исключение составляли лишь очень религиозные люди.
Собрание ведических гимнов «Ригведа» содержит поэму «Жалобы игрока», в одной из строф которой цитируется бог Савитр: «Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!» – так говорит мне благородный Савитр». А в индийском эпосе «Махабхарата», написанном, вероятно, в I веке до н. э., часто и подробно описывается игра в кости, и она квалифицируется как азартная игра.
Очень много упоминаний об азартных играх содержится в фольклоре различных народов. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями.
Но наиболее многочисленные драматические истории можно обнаружить в народной литературе Юго-Восточной Азии (Японии, Филиппин, Индии) – о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения рассказывают даже об азартных играх с богами.
Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, — Северная Америка. Оказывается, и североамериканские индейцы были подвержены азартным играм.
Не была исключением и Древняя Русь. Играли в «зернь», «бабки» и «яичный бой» азартно, с размахом. Играли «на интерес», щелбаны, на «какуреканье петухом» при всем честном народе, а частенько ставили на кон деньги или лапотинку (старое название одежды).
Азарта русичам было не занимать, хотя азартные утехи всегда считались «богомерзкими игрищами», на которые строжайшими указами налагались запреты, за нарушение которых били кнутом, рвали ноздри, клеймили железом и ссылали.
Именовались азартные игры на Руси в те далекие времена закладными.
Совет
В «Домострое», этом своде житейских правил и наставлений, написанном в Новгороде в XVI веке, сказано о подверженных игровому азарту: «Возрадуются бесы и налетят, увидев свой час, и тогда творится всё, что им хочется: бесчинствуют игрою в кости и в шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся».
Распространение карточных игр в Европе
России триумфальное шествие игральных карт по Европе, которое по своему размаху можно сравнить лишь с эпидемией чумы, достигло концу XVI века. Карты как забава были допущены даже при дворе. Небольшие партии игральных карт стали предметом импорта из Западной Европы.
При царе Михаиле Федоровиче маленькому Алексею Михайловичу были куплены карты для игры со своими сверстниками. Вступив на царство, Алексей Михайлович в невинной на первый взгляд забаве распознал покушение на христианские устои и чуть ли не угрозу существованию власти и государства.
В связи с этим карточные игры стали строго преследовать, и, наконец, запретили вовсе в Соборном Уложении 1649 года. Но уже в 1667 году жадность к деньгам пересилила нравственность, и карты, как и «зернь», были отданы на откуп в Сибири.
Однако, уже в следующем году правительство, устыдившись, снова уничтожило откуп и подвергло карточные игры преследованию. Император Петр Великий, по свидетельству историков, сам в карты играть не любил, предпочитая шахматы. При дворе Петр не допускал карточных игр.
Но, например, в армии и на флоте по уставу государя дозволялось играть, но проигрывать не более одного рубля. Однако в связи с европеизацией быта и нравов, популярность карточных игр росла. В начале XVIII века спрос на игральные карты заметно повысился. С 1716 по 1723 год было ввезено в Россию 2873 дюжины колод.
Императрица Анна Иоанновна стремилась сделать свой двор превосходящим по роскоши и великолепию все европейские дворы, и при дворе появились и вошли в моду азартные карточные игры. При императрице Елизавете Петровне карточные игры не прекращаются.
А в 1761 году они фактически легализуются путем разделения их на дозволенные — коммерческие и недозволенные — азартные. К первым относились игры, в которых результат зависел не только от случая, но и от мастерства игрока. Играть в такие игры разрешалось на «самыя малыя» суммы денег. К азартным играм были отнесены те, в которых исход игры не зависел от способностей и мастерства игравших, а только от воли случая. Эти игры категорически запрещались. Исключение составляли дворцы Её Императорского Величества.
Обратите внимание
Время расцвета карточной игры — как в столице, так и в провинциальных губерниях — настало в период правления Екатерины II. Частичное снятие запрета на карточные игры в 1761 году не внесло ясности в определение отношения власти к «богомерзким играм». От разрешения коммерческих игр оказалось не далеко до разрешения азартных.
Устав Благочестия 1782 года предусматривал уголовную ответственность только для профессиональных игроков (тем, кто «от запрещенной игры имеет единственное пропитание»), содержателей игорных домов, кредиторов и шулеров.
Таким образом, уголовное законодательство XVIII-XIX веков демонстрирует, с одной стороны, решимость государства искоренить карточные игры, с другой — невозможность повлиять на их вхождение в образ жизни.
Российское законодательство проделало путь, длиною в век, от полного запрещения азартных игр в начале XVIII века для всех сословий, до снисходительного отношения к игрокам-дворянам, смягчению наказаний и избирательному их применению к концу столетия.
Начало XX века в карточные игры не привнесло практически ничего нового. Многие в России продолжали играть, несмотря на войну и конец эпохи, ознаменованный большевистским переворотом. Но игральные карты, благополучно переживавшие в течение многих веков и не такие катастрофы, пережили и эту.
Советская власть, поняв, что борьба с азартной игрой бесполезна, издала распоряжение о возобновлении работы Государственной карточной фабрики. Видимо, сколько существует человечество, столько оно и будет играть.
Не помогут ни запреты, ни угрозы, не поможет и знание того, что кто-то понёс колоссальные материальные потери, нарвавшись на карточного шулера («каталу» на жаргоне), а кто-то должен был даже расстаться с собственной жизнью…
Карточная игра, как вообще любая азартная игра, – это больше, чем развлечение.
С одной стороны можно говорить, что она развивает ум, даёт представление о теории вероятностей и математической логике; с другой — можно найти множество примеров отрицательного влияния игры на человеческую жизнь, недаром специалисты квалифицировали новую психическую болезнь – игроманию. Но игру нельзя полностью отрицать — слишком глубокий след она оставила в человеческой культуре.
Важно
Русскую литературу трудно себе представить без темы карточной игры. «Пиковая дама» и «Выстрел» А.С. Пушкина, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Война и мир» и «Два гусара» Л.Н. Толстого, «Игрок» Ф.М. Достоевского — во всех этих произведениях карточная игра, если и не является главной сюжетной линией, то очень значительным эпизодом.
Юрий Переверзев
Источник: https://ru.exrus.eu/Istoriya-kartochnykh-igr-id4e6deeb66ccc192834002ddc
Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Как появились игральные карты? от древнего мира до современностиСсылка на основную публикацию Похожие публикации
Добавить комментарийНажмите, чтобы отменить ответ.