Пиковая дама – карточная игра

Оглавление

Акулина

Карточная игра. Другое название – «Ведьма».

Игра относится к разряду «детских» или «деревенских» карточных игр, правила которых просты и незатейливы.

Описание игры

Количество игроков: от 2 до 8.

Играют колодой карт в 32, 36 или 52 листа, из которой предварительно вынута и не участвует в игре одна из дам (любая кроме пиковой).

Раздаются все карты по одной, по две, по три за один раз – по возможности, поровну каждому игроку. Пары одинаковых по достоинству карт сносятся игроками в открытую (даму пик сносить нельзя). Игрок, имеющий меньше всех карт на руках, тянет одну карту у сидящего справа (в закрытую). Если полученная карта создала ему новую пару, он эту пару сносит. Право тянуть карту переходит дальше по часовой стрелке.

Смысл игры – заключается в том, чтобы избавиться от всех карт на руках. Проигрывает тот, кто остался с дамой пик на руках, когда все остальные игроки «вышли», т.е. избавились от карт. Проигравшего называют Акулиной или Ведьмой.

Одно из названий карточной игры Дамка

Карта (дама пик) в играх Акулина, Дамка. Другие названия – Ведьма, Старуха, Дамка.

Подобную же роль выполняет эта (пиковая дама), безусловно загадочная карта и в дамке, где она часто выступает под именем Акульки или Акулины. Когда к вам ходят ею, вы не можете её бить и обязаны принять.

Она же пиковая дама или ведьма

У этой игры много названий, но неизменные правила. Карточная игра, которая будет понятна даже ребенку и сможет развлечь компанию.

Шаг 1 из 6

Размер колоды, как и количество участников, не имеет особого значения. Но, чтобы поиграть подольше, лучше взять 54 карты и раздавать на 2-4 игрока.

Перед началом игры убираем одну из дам. Это может быть любая масть, кроме пики. Пиковая дама до самого конца остается в игре и не уходит ни при каких условиях. Проигрывает тот, ку кого на руках останется эта карта.

Как играть в акулину. Она же пиковая дама или ведьма

Шаг 2 из 6

Затем каждый игрок выкидывает из своей пачки парные карты, то есть по 2 валета, короля, восьмёрки и т.д.

Как играть в акулину. Она же пиковая дама или ведьма
Шаг 3 из 6

Помним, что пиковая дама не выкидывается, даже если у нее есть пара.

Как играть в акулину. Она же пиковая дама или ведьма
Шаг 4 из 6

После сортировки игроки разворачивают свои карты веером, рубашкой вверх. Затем по очереди вытягивают по 1 карте друг у друга. Начинают вытягивать у того, у кого карт на руках оказалось больше.

Как играть в акулину. Она же пиковая дама или ведьма
Шаг 5 из 6

Парные при этом снова выбрасывают.

Как играть в акулину. Она же пиковая дама или ведьма
Шаг 6 из 6

Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна дама. Её обладатель проигрывает.

Как играть в акулину. Она же пиковая дама или ведьма
Видео

Игра для веселой компании: Пиковая дама

Игра для веселой компании: Пиковая дамаЭта игра станет отличным началом для любой вечеринки, особенно для вечеринки на Хэллоуин. Для нее вам понадобится только самая обычная колода игральных карт. Минимальное количество участников 3, а максимальное 37 человек.

Колоду карт тщательно перемешайте и положите на стол рубашкой вверх. Игроки по очереди открывают карты. Тот, кто первым откроет карту черной масти становится водой. Он снова собирает все карты в одну стопку, тщательно перемешивает и кладет стопку на стол рубашкой вверх. Все, кроме него, не глядя, берут из стопки по одной карте. Игроки не должны показывать доставшиеся им карты друг другу.

Вода начинает игру. В свой ход он должен подойти к любому из игроков, сказать: «Ты не пиковая дама!» и обнять его. После этого тот показывает ему свою карту.

Если тот, кого обняли, не пиковая дама, то ход переходит к нему, а его карта отправляется в сброс до конца игры. Бывший вода берет себе верхнюю карту из стопки и возвращается в игру. Если карты в стопке закончились, то игрок выбывает из игры, и вода уже не может его обнимать.

Если тот, кого обняли, оказался пиковой дамой, то пиковая дама, кричит: «Я пиковая дама!» и хватает воду. Если ему не удастся вырваться и убежать, то он проиграл.

Если все карты кроме одной уже открыты и остался один не обнятый игрок, то всем понятно, что он и есть пиковая дама. Как только пиковая дама осталась одна, она кричит: «Я пиковая дама!» и гоняется за всеми, пока кого-нибудь не поймает. Он и считается проигравшим.

Можно играть и по-другому. Перед началом игры все 36 карт складываются в одну стопку, тщательно перемешиваются и раскладываются закрытыми в 4 ряда по 9 карточек в каждом. После этого игроки по договоренности или по жребию определяют, в какой последовательности они будут ходить. В свой ход игрок говорит «Я не пиковая дама!» и открывает одну любую карточку. Если на ней не пиковая дама, то ходит следующий. Если же это пиковая дама, то все от этого игрока разбегаются, а он ловит первого попавшегося участника игры, он и становится проигравшим.

Если вы играете с детьми 5-7 лет, то вместо обычной колоды карт лучше использовать детские карты или карточки от лото с картинками, заменив пиковую даму на любого другого отрицательного персонажа, например, злого волка, змею, Бармалея или Карабаса-Барабаса.

Цыганка

Она рассчитана на четырех участников (36 карт), однако можно пригласить и больше людей (52 карты). Раздающий должен разложить все карты колоды в круг, выложив в центре козыря,  и достать из него  произвольную карту.

Когда колоду разобрали, игра продолжается:  участник разворачивает свои карты рубашкой к соседу и подает ему их. Сосед кладёт карту закрытой и после оценки своих карт решает, крыть ее или забирать себе. Игра идёт до тех пор, пока карт совсем не останется. Начинать ход с пиковой дамы не разрешается. Дама пик меняет хозяина до того момента, пока не останется у него единственной. То же самое делает следующий игрок. Если он достаёт карту большего достоинства той же масти, то забирает взятку, а если младшую или другой масти, то взятка достаётся раздающему.  Дама пик (цыганка) здесь не кроется и ничего  не кроет.  Далее сосед того кто взял взятку, делает ход к своему соседу.

Поддавки

Эта игра для двоих. Используется две колоды по 52 карты. Участники  должны хорошо перемешать обе колоды. Первый ход определяется по жребию: каждый выкладывает по одной карте, у кого она старше, тот и начинает игру.

Выигравшим считается тот, у кого не осталось карт. Игроки поочередно кладут  верхние карты друг на друга. Если выпадает король , соперник кладет наверх пару своих карт, если туз – три карты. И в том и в другом случае, участник который выложил короля или туза, должен забрать все карты и сложить их вниз своей колоды.

Штосс

Обманчиво простая и любимейшая игра писателей и их литературных героев, выигрыш в которой зависел лишь от случайности.

Правила

Для игры брали колоду на 52 или 36 карт. В классическом варианте участие в игре принимали два игрока. Первый игрок (понтер) загадывал карту и говорил, что ставит на нее определенную сумму, а второй игрок (банкомет) раскладывал карты по очереди на левую и правую стороны стола (изредка использовались два стола, исключительно для внешней атрибутики).

Как победить

Если загаданная понтером карта ложится слева от банкомета, то выигрывал понтер, если же справа, то банкомет.

Стили игры

Мирандоль – игрок делал маленькие ставки, не увеличивая их по ходу игры.

В «Пиковой даме» Пушкин писал:

«Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!».

Рута – каждую партию игрок выбирал карту-фаворитку и повышал ставки. Например, сто рублей на пиковую даму, на следующий ход двести рублей на нее же, и так до полного проигрыша или выигрыша.

В 1826 году в свет вышла книга «Жизнь игрока», в которой пишется:

«Я такого мнения, говорил он, что пусть карту убьют три, четыре и несколько раз, но наконец должна же она когда-нибудь упасть и налево, тогда я возвращу весь свой проигрыш на этой одной карте».

Как и любые азартные игры, штосс привлекал внимание шулеров. В сборнике Варлама Шаламова «Колымские рассказы» в эту игру и вовсе играли уголовники и заключенные.

А что вы думаете насчёт штосса? Можно ли сказать, что эта игра полностью основана на удаче, или же в ней можно проявить навыки стратегии? Пишите свое мнение в комментариях.

О других азартных играх читайте в следующих сериях цикла «Карты, деньги, два стола: во что играли герои русской классики?»

Кстати, у меня появился групповой чат Болтающий котофей. Если у вас есть вопросы, предложения по темам или просто желание поболтать – присоединяйтесь по ссылке.

Штосс

Владимир Бехтеев. Иллюстрация к повести Михаила Лермонтова «Штосс» (фрагмент). 1940. Частное собрание

Излюбленная игра писателей и придуманных ими литературных героев — штосс, выигрыш в которой зависел лишь от случайности.

Для игры брали колоду на 52 или на 36 карт. В простой версии было всего два игрока. Первый, понтёр, загадывал карту и объявлял, сколько денег на нее ставит, а второй, банкомет, поочередно раскладывал карты на левую и правую стороны стола. Если загаданная карта легла слева от банкомета, то выигрывал понтёр, если справа — то банкомет. Обычно в ужас игроки приходили после итоговых подсчетов: система ставок была довольно сложной, а азарт мешал оценить масштабы проигрыша.

Некоторые игроки делали маленькие ставки и не увеличивали их по ходу. Такую игру называли мирандоль. В «Пиковой даме» Пушкин писал: «Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!»

Ставили и на руте — каждый кон выбирали одну и ту же карту-фаворита. Например, 10 рублей на семерку треф, в следующем кону 20 рублей на нее же — и так до полного проигрыша или выигрыша. Об этом упоминается в книге 1826 года «Жизнь игрока»: «Он держался системы руте и не прежде переменял карту, как заплатя за верность свою к ней огромный штраф. <…> Я такого мнения, говорил он, что пусть карту убьют три, четыре и несколько раз, но наконец должна же она когда-нибудь упасть и налево, тогда я возвращу весь свой проигрыш на этой одной карте».

Об этой же игре речь и в лермонтовской «Тамбовской казначейше»: «Любил налево и направо / Он в зимний вечер прометнуть / Рутеркой понтирнуть со славой».

В любом штоссе ставки можно было удвоить, утроить, учетверить. Для этого у загаданной карты поочередно загибали углы — так появилось выражение «загнуть утку».

Когда за картами собирались в игорных домах, как в пушкинской «Пиковой даме», правила игры усложнялись. Для честной игры банкомету и каждому из понтёров выдавали свои колоды — их распечатывали за игорным столом, чтобы никто из игроков не мог сжульничать, подменив карту.
Понтёр не касался колоды банкомета, а банкомет не знал, на какую карту сделал ставку понтёр: тот просто клал ее на стол рубашкой вверх. «Германн дождался новой тальи (кона. — Прим. ред.), поставил карту, положив на нее свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш. Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево. Германн открыл семерку».

Игроки могли, как Германн, делать крупную ставку на одну карту. Но правила штосса не запрещали ставить сразу на несколько карт. Так поступают главные герои в комедии Николая Гоголя «Игроки»:

У т е ш и т е л ь н ы й. Хотите вы держать банчик?
И х, а р е в. Небольшой — извольте пятьсот рублей. Угодно снять? (Мечет банк.)
Ш в о х н е в. Четверка, тузик, оба по десяти.

Как любая азартная денежная игра, штосс привлекал шулеров. Сюжет гоголевской пьесы полностью построен на истории о том, как шулерская бригада обыграла шулера-одиночку Ихарева. А в сборнике Варлама Шаламова «Колымские рассказы» в штосс играют только воры, уголовники и заключенные.

Бостон

Александр Бенуа. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Пиковая дама» (фрагмент). 1910. Частное собрание

В конце XVIII — первой половине XIX века от игр, где полагались на везение, перешли к таким, в которых нужно было просчитывать ходы. Одной из них стал бостон.

Эту карточную игру любил Александр Пушкин, в нее играли герои романа «Дубровский»: «Смерклось, подали свечи, Кирила Петрович сел играть в бостон с приезжими соседями». Ее же упоминал в «Герое нашего времени», в главе «Фаталист», Лермонтов: «Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С*** очень долго».

В бостон играли вчетвером. Для этого брали колоду из 52 карт и 480 фишек — их игроки делили поровну. В начале каждой игры участники скидывали по 10 фишек в корзину, которая стояла в центре стола.

Сначала определяли сдающего — им становился тот, кому в жеребьевке попадался бубновый валет. Этот человек ставил корзину с фишками по правую руку от себя и отвечал за все ставки. Он же раздавал всем участниками по 13 карт — по одной карте против часовой стрелки. Последнюю карту сдающий клал картинкой вверх, чтобы назначить козырь, и забирал себе, как только первый игрок делал ход.

По договоренности соперники могли играть командами два на два, а иногда один игрок выступал сразу против троих. Одна команда должна была побить карты другой. Побитые карты называли взятками, за каждую из них команда-победитель получала определенное количество фишек.

Кроме длинного свода правил, бостон отличался от других карточных игр списком строгих запретов. Если игрок спасовал, то не мог отказаться от этого решения, ставки при этом оставались в корзине, и вернуть их было нельзя. Оплату за выигранные взятки нужно было требовать сразу: победителям не разрешалось забирать выигрыш, если уже началась следующая раздача. А еще нельзя было подсматривать в прошлые взятки, чтобы определить, какие карты вышли из игры.

Существовало больше десяти вариантов бостона, но с конца XIX века игра устарела, и в произведениях классиков о ней есть только краткие упоминания. Иван Тургенев в романе «Новь» писал:«Потом супруги Субочевы опять что-нибудь читали, или пересмеивались с карлицей Пуфкой, или пели вдвоем старинные романсы… или, наконец, играли в карты, но тоже все в старинные игры: в кребс, в ламуш или даже в бостон сампрандер!»

Винт

Борис Кустодиев. Игра в вист. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Коляска» (фрагмент). 1905. Частное собрание

Примерно в одно время с бостоном существовали вист и преферанс. Из их сочетания к концу XIX века появилась еще одна карточная игра — винт.

В винт играют герои «Гранатового браслета» Александра Куприна: «По обязанности коменданта он довольно часто… посещал главную гауптвахту, где весьма уютно, авинтом, чаем и анекдотами отдыхали от тягот военной службы арестованные офицеры». Эту же карточную игру упоминал в историческом романе «Были и небыли» Борис Васильев:

— …капитан Юматов опять всю ночь просидел над Спенсером, Шопенгауэром или еще над каким-либо очередным заумным немцем, — сказал Тюрберт. — И это вместо того, чтобы безмятежно играть в винт.
— Кстати, насчет винтика, — оживился майор. — Может…

Как и в бостоне, колоду из 52 карт раздавали на четверых — по 13 карт каждому. Играли командами два на два.

Толстый и горячий Масленников играл с Яковом Ивановичем, а Евпраксия Васильевна — со своим мрачным братом, Прокопием Васильевичем. Дело в том, что для нее и ее брата не представляло никакого интереса играть отдельно, друг против друга, так как в этом случае выигрыш одного был проигрыш для другой и в окончательном результате они не выигрывали и не проигрывали.
Леонид Андреев «Большой шлем»

В классическом винте напарников определяли жеребьевкой. Игроки вытягивали из колоды по одной карте и те, у кого оказывались две младшие, образовывали команду и садились напротив друг друга. А игрок с самой младшей картой становился сдающим.

Винт состоял из переговоров и розыгрыша. На переговорах участники назначали взятки — то есть решали, сколько карт побьют у команды соперников за одну партию. Для побитых карт были краткие обозначения: «раз» — 7 карт, «два», «три», «четыре» и «пять» — это 8, 9, 10 и 11 карт соответственно. «Малым шлемом» обозначали на переговорах 12 карт, а «большим шлемом» — 13.

В переговорах побеждал тот, кто пообещал побить больше всего карт. Но даже если у игрока карты позволяли взять «малый» или «большой шлем», он мог не рисковать и назвать меньше взяток. Как раз такой случай описал в рассказе Андреев:

Но самым ужасным для Масленникова в его партнере было то, что он никогда не играл больше четырех, даже тогда, когда на руках у него имелась большая и верная игра. Однажды случилось, что как начал Яков Иванович ходить с двойки, так и отходил до самого туза, взяв все тринадцать взяток. Масленников с гневом бросил свои карты на стол, а седенький старичок спокойно собрал их и записал за игру, сколько следует при четырех.
— Но почему же вы не играли большого шлема? — вскрикнул Николай Дмитриевич (так звали Масленникова).
— Я никогда не играю больше четырех, — сухо ответил старичок и наставительно заметил: — Никогда нельзя знать, что может случиться.

После переговоров начиналась игра. Участники ходили по одной карте, масть накрывали той же мастью, били козырем — его определяли во время переговоров — или пасовали. Взятку забирал тот игрок, чью карту не побили.

В конце партии команды подсчитывали очки по специальным таблицам. Команда, первой набравшая 500 очков, выигрывала партию. Но чтобы победить в игре, нужно было выиграть два розыгрыша.

Николай Петров. Карточная игра. 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Маковский. Ссора из-за карт. 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Александр Головин. Сцена с игроками. Эскиз декорации к драме Михаила Лермонтова «Маскарад». 1917.

Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Василий Пукирев. Игрок. 1855. Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев, Украина


Николай Глущенко. Игроки в карты. 1923. Частное собрание


Наталья Нестерова. Карты. 1977. Частное собрание


Леонид Соломаткин. Игра в карты. 1800-е. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого,

Севастополь

Мария Башкирцева. Женщина играет в карты. XIX век. Национальный музей изящных искусств Алжира, Алжир

Давид Бурлюк. Игра в карты. 1950. Частное собрание


Наталья Грушевская. Игрок. 2009. Частное собрание

[spoiler title=”Источники”]

  • https://game-wiki.guru/published/igryi/akulina.html
  • https://www.olesya-emelyanova.ru/index-detskie_prazdiki_pikovaya_dama.html
  • https://katandr.ru/games/kartochnye-igry-podborka.html
  • https://zen.yandex.ru/media/kotofei/karty-dengi-dva-stola-vo-chto-igrali-geroi-russkoi-klassiki-shtoss-5f9fcc613910530e0dd6cdc8
  • https://www.culture.ru/materials/255558/shtoss-boston-i-vint-vo-chto-igrali-geroi-russkoi-klassiki

[/spoiler]